Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация обеспечения пожарной безопасности
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС

Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения

Перевод ГО с мирного на военное положение

ЧС природного характера, присущие субъекту РФ. Возможные последствия их возникновения

Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность

Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ

Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Организация и проведение АСДНР

Действия руководителей НАСФ и спасательных служб и по организации и проведению АСДНР

Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач

Организация и проведение специальной обработки
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

Тесты









Перевод ГО с мирного на военное положение



1. Общие положения по переводу ГО с мирного на военное положение

Основная цель гражданской обороны – защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - может быть достигнута только в результате постоянной подготовительной деятельности, осуществляемой в мирное время в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне».

Поскольку «Военной доктриной Российской Федерации» и Федеральным законом «Об обороне» предусматривается непосредственная концентрация военных целей государства в период возникновения военной опасности путем проведения мобилизации в стране, то и для гражданской обороны также имеет место концентрация целей для выполнения задач в военное время путем перевода гражданской обороны с мирного на военное время. Общее содержание мобилизации определено Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Перевод гражданской обороны с мирного на военное время отличается рядом характерных особенностей.

Ниже излагается общий подход к переводу гражданской обороны с мирного на военное время, рассматриваемый с позиций системного анализа.

Материалы настоящего раздела подготовлены по открытым источникам, приведенным в перечне использованной литературы, на основанных в этих источниках логических построениях и обобщениях.

Выполнение оборонных функций по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации является комплексной задачей военной организации государства, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и граждан Российской Федерации.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для обеспечения выполнения задач военной безопасности.

Выполнение функций гражданской обороны является комплексной задачей органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, сил, специально создаваемых, и сил, в том числе являющихся и элементами военной организации государства, привлекаемых для решения этих задач, организаций и граждан Российской Федерации. Подготовка к выполнению задач в области гражданской обороны является одним из положений «Военной доктрины Российской Федерации», представляющей собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

С организационной точки зрения все органы, силы и организации, на которые возложено выполнение функций в области гражданской обороны, в соответствии с общим замыслом и принимаемыми решениями содержательно объединяются в единую организационную систему гражданской обороны.

Таким образом из изложенного следует, что гражданская оборона в целом представляет собой специальную функционально-организационную систему, являющуюся частью общей системы обороны страны.

2. Содержание и организация перевода ГО с мирного на военное время

Исходя из роли и места гражданской обороны в общей системе обороны страны, перевод гражданской обороны с мирного на военное время рассматривается как необходимая составная часть перевода страны с мирного на военное время.

Для обеспечения перевода страны с мирного на военное время организуется мобилизационная подготовка.

Под мобилизационной подготовкой в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время.

Военное время – период времени, который наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращения военных действий, но не реже их фактического прекращения.

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

Переход с условий мирного времени к условиям военного времени осуществляется путем проведения мобилизации.

Под мобилизацией в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Из общего определения мобилизации в Российской Федерации следует, что основное содержание мобилизации заключается в переводе основных функционально-организационных систем (органов государственной власти, органов местного самоуправления, экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, организаций, сил военной организации государства) общей системы обороны страны на организацию и состав, предусмотренные для военного времени и приведение их в состояние, позволяющее выполнять возложенные на них задачи в условиях военного времени.

В соответствии с этим под переводом гражданской обороны с мирного на военное время понимается перевод организационной системы гражданской обороны на структуру и состав военного времени с выполнением запланированных мобилизационных мероприятий гражданской обороны и приведение ее в готовность к выполнению возложенных на нее задач в условиях военного времени.

Термины «перевод гражданской обороны с мирного на военное время» и «мобилизация гражданской обороны» являются синонимами.

При организации перевода гражданской обороны с мирного на военное время исходным является состояние системы гражданской обороны к началу перевода ее с мирного на военное время (мобилизации) и средств, необходимых для обеспечения выполнения задач в области гражданской обороны в военное время.

Это состояние определяется задачами, решаемыми в области гражданской обороны в мирное время, и имеющимися возможностями (организационными, материальными, техническими, финансовыми, продовольственными, научными и т.д.).

При этом:

органы, осуществляющие руководство гражданской обороной, в мирное время проводят мобилизационную подготовку к переходу на условия военного времени (мобилизации) и к военному времени;

органы управления по делам ГО и ЧС, как органы управления гражданской обороной, в мирное время осуществляют свои функции по обеспечению выполнения полномочий и обязанностей в области гражданской обороны руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по подготовке гражданской обороны к переводу с мирного на военное время и к выполнению задач в области гражданской обороны в военное время;

силы гражданской обороны в мирное время находятся в организационно-штатной структуре и составе, определенном для мирного времени, и осуществляют повседневную деятельность по выполнению возложенных на них в этот период задач по боевой и мобилизационной подготовке к выполнению задач в военное время;

средства гражданской обороны – функциональные технические системы, объекты гражданской обороны и запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемые в целях гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в мирное время указанными органами и организациями содержатся в сохранности и поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию для перевода гражданской обороны с мирного на военное время и выполнения установленных задач в военное время.

Для всех элементов системы гражданской обороны – органов руководства и управления, сил и средств гражданской обороны, в мирное время является обязательным привлечение их к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Конечной целью перевода гражданской обороны с мирного на военное время является приведение ее в состояние, позволяющее выполнять в военное время задачи в области гражданской обороны по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Выполнение указанных задач осуществляется путем ведения гражданской обороны, под которым понимается практическая реализация мер по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий, обеспечению действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны, восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах в военное время.

Конкретное содержание задач при ведении гражданской обороны определяется:

— характером и объемом объектов защиты;

— характером, уровнем и объемом опасностей для объектов защиты;

— возможными последствиями воздействия опасностей для объектов защиты.

К началу перевода гражданской обороны с мирного на военное время характер и объем опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и их последствия для населения, материальных и культурных ценностей определяются на основании прогнозирования (или иным возможным способом) для всех уровней системы гражданской обороны – федерального, регионального, территориального, местного и объектового.

На основании указанного прогноза определяются конкретные объемы и содержание задач всех структурных элементов системы гражданской обороны (органов руководства и управления, сил) по приведенным основным направлениям ведения гражданской обороны. В свою очередь на основе указанного определения содержания и объемов задач должен быть определен и подготовлен комплекс (система) необходимых сил (войск гражданской обороны, нештатных формирований, привлекаемых сил) и средств (функциональных технических систем, объектов и материально-технических и других средств) гражданской обороны, необходимых для ведения гражданской обороны на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях системы гражданской обороны. Также должна быть проведена вся оперативная подготовка к их применению и использованию при ведении гражданской обороны.

С учетом изложенного определяется требуемое состояние системы гражданской обороны после перевода с мирного на военное время как состояние, обеспечивающее ведение гражданской обороны в военное время.

При этом следует иметь в виду, что ведение гражданской обороны может осуществляться в условиях войн различного характера. Очевидно, что объем мероприятий по защите населения в условиях ракетно-ядерной войны намного больше, чем при вооруженных конфликтах с применением обычных средств поражения.

Исходя из анализа возможного развития вооруженных конфликтов, можно сделать вывод о том, что в первую очередь следует обеспечить готовность гражданской обороны к действиям в войне с обычными средствами поражения, а последовательно продолжать усилия по дальнейшему повышению ее готовности. То есть процесс обеспечения наращивания возможностей по защите населения, материальных и культурных ценностей носит непрерывный, непрекращающийся характер.

В общем случае требуемое состояние системы гражданской обороны после перевода с мирного на военное время может быть охарактеризовано следующим:

органы руководства гражданской обороной подготовлены к функционированию в условиях военного времени – их аппараты переведены на структуру и состав военного времени, их личный состав, места размещения и системы управления защищены от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и подготовлены к руководству органами управления и силами гражданской обороны;

органы управления гражданской обороной подготовлены и функционируют в военное время – переведены на структуру, состав и режим работы военного времени, оснащены положенными средствами и подготовлены к управлению подчиненными в пределах их полномочий, функциональные системы и объекты, обеспечивающие их деятельность, приведены в состояние готовности к функционированию в условиях военного времени, личный состав, места размещения, находящиеся в их ведении средства защищены от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

силы гражданской обороны находятся в состоянии готовности к ведению гражданской обороны в военное время – переведены на штаты военного времени, укомплектованы подготовленным личным составом, оснащены необходимой техникой и имуществом, обеспечены материально-техническими средствами и предметами довольствия, необходимыми для обеспечения их действий при выполнении поставленных задач;

функциональные, технические и иные системы подготовлены (развернуты) в необходимом объеме (количестве), находятся в технически исправном состоянии, обслуживающий их личный состав подготовлен для обеспечения функционирования этих систем в требуемом режиме в условиях военного времени; объекты гражданской обороны подготовлены (созданы) в необходимом количестве, находятся в состоянии, удовлетворяющем предъявляемым к ним требованиям, их функционирование (содержание) обеспечено необходимым количеством обслуживающего персонала; материально-технические, продовольственные и иные средства, используемые в целях гражданской обороны, накоплены (созданы) в объемах, необходимых для обеспечения ведения гражданской обороны в военное время и создания необходимых резервов этих средств.

Рассмотрение начального периода (объявление мобилизации, т.е. начало перевода с мирного на военное время) и конечного (момент окончания указанного перевода) определяет исходные данные, цели, содержание и объем мероприятий по переводу гражданской обороны с мирного на военное время.

3. Порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное время

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется в соответствии с установленным порядком перевода, который определяет полномочия, задачи и функции структурных элементов организационной системы гражданской обороны по выполненю необходимых мероприятий, последовательность и сроки их выполнения в процессе перевода.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время проводится по отдельным этапам перевода путем последовательного направления усилий всех элементов системы гражданской обороны для обеспечения их подготовки к ведению гражданской обороны в военное время.

На практике включаемые в него периоды мирного времени, мобилизации, военного времени, военного положения могут перекрываться и совмещаться в зависимости от складывающейся обстановки.

Конкретные мероприятия по переводу гражданской обороны с мирного на военное время проводятся по отдельным этапам в течение этого периода.

Из практических соображений число таких этапов может составлять два-три.

Для трехэтапного перевода гражданской обороны с мирного на военное время условное содержание отдельных этапов может быть сведено к следующему:

на первом этапе уточняется готовность элементов системы гражданской обороны к переводу с мирного на военное время, и проводятся необходимые работы, позволяющие перейти к выполнению заранее определенных мероприятий по переводу;

на втором этапе выполняется заранее определенные мероприятия, скорректированные на первом этапе в соответствии со сложившейся обстановкой;

на третьем этапе выполняются мероприятия, обеспечивающие приведение элементов системы гражданской обороны в готовность к ведению гражданской обороны в военное время.

Двухэтапный перевод с мирного на военное время применим к элементам системы гражданской обороны, находящимся в мирное время в состоянии постоянной или повышенной готовности, таким как системы оповещения и связи, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

По указанным этапам гражданская оборона должна переводиться с мирного на военное время в рамках общего перевода страны на условия военного времени. Исходя из того, что в соответствии с федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» допускаются различные варианты мобилизации – полная или частичная, на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, варианты перевода гражданской обороны с мирного на военное время также могут быть различными.

Приведенные материалы иллюстрируют принципиальную особенность подготовки перевода гражданской обороны с мирного на военное время – наличие существенной неопределенности в определении условий военного времени, а значит и процесса мобилизации, как перехода от целей мирного времени к этим однозначно неопределенным условиям.

Наиболее целесообразным является проведение подготовки к переводу по наиболее полному варианту – переводу гражданской обороны с мирного на военное время в рамках общего перевода страны на условия военного времени в полном объеме на всей территории страны при последовательном проведении предусмотренных этапов перевода.

Перевод системы гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется путем выполнения комплекса заранее определенных, спланированных и подготовленных мероприятий – организационных, технических, экономических, финансовых и других.

Указанные мероприятия подготавливаются и проводятся дифференцированно по:

— уровням системы гражданской обороны (федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый);

— структурным элементам системы гражданской обороны (органы руководства, управления, силы гражданской обороны);

— объектам защиты;

— направлениям ведения гражданской обороны (обучение населения способам защиты от опасностей, оповещение об опасностях, эвакуация в безопасные районы, предоставление защитных сооружений и средств индивидуальной защиты, обнаружение зараженных районов, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказание помощи пострадавшему населению, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время);

— приоритетным признакам (категорирование объектов и территорий);

— по этапам процесса перевода гражданской обороны с мирного на военное время.

Организация перевода гражданской обороны с мирного на военное время сводится к организации выполнения указанного комплекса мероприятий.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время начинается с момента объявления мобилизации. Окончание периода перевода гражданской обороны с мирного на военное время определяется временем (сроком) готовности к ведению гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Если перевод гражданской обороны с мирного на военное время к моменту начала войны фактически в силу сложившихся условий оказывается незаконченным, то он продолжается уже в военное время до выполнения указанных мероприятий в полном объеме.

Порядок перевода отдельных элементов системы гражданской обороны с мирного на военное время определяется в соответствии с общим порядком перевода с мирного на военное время экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

4. Мероприятия по переводу гражданской обороны с мирного на военное время

Состав и содержание мероприятий по переводу гражданской обороны с мирного на военное время определяется общим содержанием мобилизационной подготовки и мобилизации, устанавливаемым Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также содержанием системы мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При переводе гражданской обороны с мирного на военное время могут быть предусмотрены следующие основные мероприятия:

мероприятия по организации управления гражданской обороной в период перевода гражданской обороны с мирного на военное время и в военное время, которые включают:

перевод органов управления ГО и ЧС на структуру и состав военного времени;

подготовку к работе мест их дислокации в военное время (пунктов управления);

подготовку систем связи, оповещения и информирования к работе в военное время;

другие необходимые мероприятия;

мероприятия по организации и обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, которые включают:

обучение населения, в соответствии со складывающейся обстановкой, способам защиты от опасностей в военное время;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

приведение в готовность и накопление различными способами до необходимого количества убежищ, других защитных сооружений и сооружений, приспосабливаемых для целей защиты населения;

обеспечение необходимых условий жизнеобеспечения населения, укрываемого в инженерных защитных сооружениях;

другие необходимые мероприятия;

мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, которые включают:

подготовку эвакуационных органов и приведение их в готовность к работе;

подготовка районов и маршрутов эвакуации (вывода);

приведение в готовность к проведению эвакуации необходимых транспортных средств;

доведение порядка эвакуации до населения;

жизнеобеспечение эвакуируемого населения;

другие необходимые мероприятия;

мероприятия по радиационной и химической защите населения, которые включают:

подготовку к выдаче населению необходимых средств индивидуальной защиты;

снижение запасов радиационно и химически опасных веществ на предприятиях экономики;

подготовку средств радиационной и химической разведки;

другие необходимые мероприятия;

мероприятия по медицинской защите населения, включающие:

подготовку медицинских учреждений к функционированию в условиях военного времени;

подготовка в необходимых объемах медикаментов и медицинского имущества;

подготовка к оказанию необходимой медицинской помощи населению в защитных сооружениях, местах его эвакуации (вывода);

другие необходимые мероприятия;

мероприятия по жизнеобеспечению населения в военное время, которые включают:

проведение радиационной, химической и бактериологической разведки, установление режимов радиационной защиты;

защиту водоисточников и систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, сельскохозяйственных растений и животных, продовольствия, пищевого сырья и фуража от заражения радиоактивными и отравляющими веществами, химически опасными веществами и бактериальными средствами;

проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, санитарной обработки и обеззараживания;

накопление запасов продовольствия, вещевого имущества (одежды, обуви и т.д.);

подготовку к обеспечению пострадавшего населения жильем;

другие необходимые мероприятия;

мероприятия по подготовке к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, включающие:

подготовку к функционированию в военное время гражданской обороны, нештатных формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, предусматривающую их перевод на структуру и состав военного времени, оснащение необходимыми средствами и имуществом и укомплектование подготовленным личным составом;

накопление необходимых материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения действий войск гражданской обороны, нештатных формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

другие необходимые мероприятия;

обеспечение основных мероприятий гражданской обороны и действий сил гражданской обороны, которые включают:

мероприятия по организации и проведению общей и специальной разведки обстановки в очагах поражения и на маршрутах выдвижения к ним;

мероприятия по оперативной маскировке действий, проводимых по переводу гражданской обороны с мирного на военное время и по подготовке к ее функционированию в военное время;

мероприятия по инженерному обеспечению действий сил гражданской обороны в военное время, к которым относится оборудование эвакопунктов, районов размещения сил гражданской обороны, оборудование и содержание дорог, мостов, переправ, пунктов водоснабжения и др.;

мероприятия по химическому обеспечению действий сил гражданской обороны для создания необходимых условий для выполнения поставленных задач в обстановке радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

мероприятия по техническому обеспечению действий сил гражданской обороны в условиях военного времени;

мероприятия по материальному обеспечению ведения гражданской обороны в военное время, включающие подготовку запасов продовольствия, мест его хранения, необходимых запасов вещевого имущества для создания запасов обменной одежды на пунктах санитарной обработки, обеспечения горюче-смазочными материалами автотранспорта и техники, привлекаемых для выполнения задач гражданской обороны;

мероприятия по транспортному обеспечению ведения гражданской обороны в интересах выполнения эвакуационных перевозок, перемещения сил и средств гражданской обороны, вывоза пострадавшего населения из опасных зон и т.д.;

мероприятия по противопожарному обеспечению в интересах пожарной безопасности в военное время, обеспечение эвакомероприятий и обеспечение выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

мероприятия по медицинскому обеспечению ведения гражданской обороны включают проведение эпидемического наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью внешней среды, продовольствия и воды, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

мероприятия по гидрометеорологическому (метеорологическому) и метрологическому обеспечению, мероприятия по охране общественного порядка, а также другие необходимые мероприятия по обеспечению ведения гражданской обороны в военное время.

5. Планирование перевода гражданской обороны с мирного на военное время

Организация перевода гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется в мирное время и заключается в планировании организации и проведения конкретных мероприятий, подлежащих осуществлению в период перевода.

Разработанные в мирное время планы перевода после начала мобилизации в период самого перевода корректируются в соответствии со складывающейся обстановкой.

В указанных планах отражаются:

целевая направленность, состав и содержание проводимых мероприятий;

конкретные исполнители мероприятий;

сроки выполнения мероприятий;

средства, необходимые для выполнения мероприятий;

источники и способы получения различных видов средств, необходимых для выполнения мероприятий;

показатели оценки и способ контроля выполнения мероприятий.

Исходными данными для планирования перевода гражданской обороны с мирного на военное время являются:

прогноз характера военной угрозы, уровня опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и возможных последствий этих опасностей для населения, материальных и культурных ценностей;

объем и характер задач, решаемых при ведении гражданской обороны в военное время;

потребный наряд сил и средств для ведения гражданской обороны в соответствии с установленными (принятыми) принципами защиты населения, материальных и культурных ценностей, районированием территории в зависимости от уровня опасностей и важности (значимости) объектов защиты, приоритетами и масштабами использования различных способов защиты (использование защитных сооружений, эвакуация и т.д.); оперативно-тактическими взглядами на развертывание группировок сил и на их использование при ведении гражданской обороны в военное время; технологиями проведения необходимых работ (аварийно-спасательные, другие неотложные работы и т.д.) и возможностями войск гражданской обороны, нештатных формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

организационно-штатная структура на военное время органов управления гражданской обороны (МЧС России, региональных центров МЧС России, органов управления по делам ГОЧС, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций), определяющих деятельность функциональных систем и объектов гражданской обороны, войск и аварийно-спасательных формирований;

потребное количество личного состава, материально-технических и иных средств, необходимых для оснащения в соответствии со штатами военного времени и обеспечение их функционирования при выполнении задач по ведению гражданской обороны в военное время;

текущее состояние системы гражданской обороны, ее обеспеченность личным составом и материально-техническими и иными средствами, находящимися в распоряжении органов управления, в войсках гражданской обороны и аварийно-спасательных формированиях в процессе их повседневной деятельности и в различного вида запасах;

существующие источники пополнения до требуемого уровня системы гражданской обороны личным составом – призыв по мобилизации в войска гражданской обороны, приписывание работников организаций к нештатным формированиям гражданской обороны на период мобилизации и на военное время;

существующие и возможные источники пополнения до требуемого уровня системы гражданской обороны в функциональных технических системах, объектах гражданской обороны, материально-технических и иных средствах – накопление физических видов запасов, подготовка и создание в порядке перевода гражданской обороны с мирного на военное время;

установленный порядок планирования перевода гражданской обороны с мирного на военное время и принятые формы плановых документов.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время планируется в рамках общих планов гражданской обороны.

Планирование перевода гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется на всех уровнях системы гражданской обороны.

6. Управление переводом гражданской обороны с мирного на военное время

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время является управляемым, заранее подготовленным и спланированным процессом.

Управление переводом гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется органами руководства гражданской обороны через органы управления гражданской обороной.

Управление переводом гражданской обороны с мирного на военное время начинается с момента получения сигналов оповещения о начале перевода и осуществляется непрерывно в течение всего периода перевода. При этом устанавливается система централизованного подчинения по функциональным вопросам гражданской обороны нижестоящих органов управления по делам ГО и ЧС вышестоящим.

Содержание управления переводом гражданской обороны с мирного на военное время в общем случае сведется к следующему:

принятию решения о введении в действие планов гражданской обороны в соответствии с полученным сигналом оповещения о переводе гражданской обороны с мирного на военное время и о проведении первоочередных мероприятий;

доведению вышестоящими органами управления по делам ГО и ЧС распоряжений о начале перевода гражданской обороны с мирного на военное время до нижестоящих органов управления по делам ГО и ЧС;

уточнению в соответствии с обстановкой, складывающейся к началу перевода гражданской обороны с мирного на военное время, планов гражданской обороны в части содержания задач, потребных сил и средств для ведения гражданской обороны и возможностей их подготовки;

доведению до нижестоящих органов управления по делам ГО и ЧС произведенных уточнений планов гражданской обороны и подготовке решений по обеспечению их дополнительных потребностей в силах и средствах;

контролю выполнения мероприятий в соответствии с планами гражданской обороны;

организации взаимодействия органов управления по делам ГО и ЧС, мобилизационных органов, военных комиссариатов, органов военного командования по выполнению мероприятий по переводу гражданской обороны с мирного на военное время;

оценке результатов выполнения мероприятий, установленных планами перевода гражданской обороны с мирного на военное время;

представлению докладов о приведении гражданской обороны в требуемое состояние.

В процессе управления переводом гражданской обороны с мирного на военное время используются существующие системы управления гражданской обороной, средства связи и передачи информации, информационно-управляющие системы, базы данных, которые приводятся в количественное и качественное состояние, обеспечивающее их готовность к организации управления ведением гражданской обороны в военное время.

Управление переводом гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется с мест размещения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и их органов управления по делам ГО и ЧС, подготовка которых к организации на них управления ведением гражданской обороны осуществляется в период перевода гражданской обороны с мирного на военное время в соответствии с планами гражданской обороны.

Информационный обмен в процессе управления переводом гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется на основе установленного порядка, в соответствии с которым представляется информация о начале и осуществлении мероприятий и другие данные.

7. Оценка готовности гражданской обороны к переводу с мирного на военное время

В соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» составной частью мобилизационной подготовки является оценка мобилизационной готовности.

Правительство Российской Федерации оценивает состояние мобилизационной готовности страны и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации.

Оценка готовности гражданской обороны к переводу с мирного на военное время является составной частью этого общего процесса. В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны является одной из основных задач гражданской обороны.

Подготовка гражданской обороны в мирное время (мобилизационная подготовка) организуется и проводится с целью планомерного перевода ее с мирного на военное время и ведения в военное время. Результаты этой подготовки можно оценить лишь в будущем при выполнении в военное время задач защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Поэтому готовность гражданской обороны к переводу с мирного на военное время определяется результатами, достигнутыми в мирное время. Отсюда следует, что готовность гражданской обороны к переводу с мирного на военное время является определяющей как с точки зрения достигнутых результатов ее подготовки в мирное время, так и с точки зрения подготовленности к решению задач в военное время.

При рассмотрении готовности гражданской обороны необходимо рассматривать два содержательно различных понятия готовности:

готовность к ведению гражданской обороны в военное время;

готовность собственно к переводу гражданской обороны с мирного на военное время.

Готовность к ведению гражданской обороны в военное время характеризует то конечное состояние системы гражданской обороны, в котором она должна оказаться в результате проведения комплекса мероприятий по ее переводу с мирного на военное время, т.е. конечную цель указанного перевода.

По своему содержанию готовность к ведению гражданской обороны отражает следующее:

органы руководства, управления и силы гражданской обороны находятся в организационно-штатной структуре и составе, предусмотренных для военного времени;

все элементы системы гражданской обороны подготовлены к выполнению конкретных задач ведения гражданской обороны;

средства гражданской обороны – функциональные технические системы, объекты гражданской обороны, необходимые материально-технические и другие виды средств – находятся в достаточном по объемам и подготовленности к использованию состоянии для ведения гражданской обороны;

определены (на основании прогнозирования, разведки и других способов) объем, характер и содержание конкретных задач, выполняемых при ведении гражданской обороны, а также возможное их изменение при изменении обстановки;

развернута необходимая группировка сил и средств для ведения гражданской обороны, организовано управление, взаимодействие и обеспечение ее действий;

подготовлены (разработаны) оперативно-тактические способы использования сил и средств, технологий проведения работ при ведении гражданской обороны.

Готовность гражданской обороны к переводу с мирного на военное время характеризует имеющиеся реальные возможности и способность системы гражданской обороны перейти из текущего состояния мирного времени в требуемое для ведения гражданской обороны в военное время состояние.

По своему содержанию готовность гражданской обороны к переводу с мирного на военное время отражает:

состояние органов руководства, управления и сил гражданской обороны к моменту объявления мобилизации – их структуру, состав, подготовленность личного состава, оснащения и т.д.;

качественное и количественное состояние средств гражданской обороны – функциональных технических систем, объектов гражданской обороны, запасов материально-технических и иных видов средств;

полноту и завершенность определения требуемого состояния системы гражданской обороны для ведения гражданской обороны в военное время;

существующие возможности для пополнения до требуемого состояния сил и средств гражданской обороны;

разработанность и реализуемость планов перевода гражданской обороны с мирного на военное время;

наличие необходимой нормативной правовой базы, методического и информационного обеспечения для выполнения комплекса мероприятий по переводу гражданской обороны с мирного на военное время, а также разработанность проектов нормативных правовых и других руководящих документов, вводимых в действие в период мобилизации и в военное время.

При рассмотрении готовности гражданской обороны к переводу с мирного на военное время рассматривается весь объем необходимых мероприятий для подготовки к ведению гражданской обороны, т.е. готовность гражданской обороны к переводу с мирного на военное время означает готовность не только начать выполнение мероприятий по переводу с объявлением мобилизации, но и выполнить их в полном объеме на всех этапах перевода для его успешного завершения.

Оценка готовности гражданской обороны к переводу с мирного на военное время производится с помощью качественных и количественных показателей готовности.

Общий подход к формированию показателей готовности гражданской обороны к переводу с мирного на военное время и ведению гражданской обороны заключается в том, что процесс перевода рассматривается как процесс выполнения определенного объема работ в виде последовательного осуществления комплекса мероприятий. Выполненная (или подготовленная к выполнению) часть этого общего объема работ как раз и характеризует степень приближения системы гражданской обороны к требуемому после окончания перевода состоянию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время называется:

Варианты ответов:

1. Мобилизационной подготовкой.

2. Военной подготовкой.

3. Подготовкой в области защиты населения и территории страны к ЧС военного времени.

Вопрос 2.

Период времени, который наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращения военных действий, но не реже их фактического прекращения называется:

Варианты ответов:

1. Военное время.

2. Переходным периодом с мирного на военное время.

3. Периодом военной опасчности.

Вопрос 3.

Какие существуют варианты мобилизации?

Варианты ответов:

1. Полная или частичная.

2. Выборочная.

3. По группам населения.

Вопрос 4.

Когда осуществляется организация перевода гражданской обороны с мирного на военное время?

Варианты ответов:

1. В мирное время.

2. В подготовительный период.

3. В период планирования.

Вопрос 5.

Кто оценивает мобилизационную готовность Российской Федерации?

Варианты ответов:

1. Правительство Российской Федерации.

2. Совет безопасности.

3. Совет Федерации.