Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели
исследования

Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных
исследованиях

Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Творческое мышление - основа успеха в исследовании

 

Цель: рассказать о творческом мышлении и его характеристиках.

Пояснить, что творчество – это умение создать идею, применить знания к порождению мысли или к созданию продукта, а также применить интуицию при принятии решения в условиях неопределённости.[31,33,36,37,48,53].

В литературе в последнее время стал употребляться термин "творческость", т.е. склонность к творчеству. Неблагозвучность этого слова вызвало необходимость его замены. В качестве замены стали употреблять английское слово "креативность". Так что в настоящей работе эти термины используются как равнозначные.

ТВОРЧЕСТВО - это способность удивляться и познавать, умение на ходить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Проще говоря, творческое мышление - это мышление, связанное с оригинальным подходом к решению учебных, познавательных, житейских и других задач и проблем, с открытием чего-либо нового.

Стремление к творчеству это наиболее положительная черта человеческой личности.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ [9,14].

Первое: развитая наблюдательность, которая позволяет увидеть, понять нечто такое, что не замечают другие.

Речь, конечно, идет не о простом визуальном наблюдении, а об "интеллектуальном" наблюдении, об умении в общем воспринимаемом объеме информации обнаружить что-то особенное, какие-то противоречия принятым представлениям.

Это свойство личности еще называют "зоркостью в поиске проблем"[9].

ПРОБЛЕМА - это неопределенность, противоречие между содержанием текущих восприятий и старыми знаниями, в том числе и несоответствие текущего опыта со сформированными моделями будущего. Это несоответствие и составляет сущность проблемной ситуации.

Способностью "увидеть" проблему там, где другие ее не видят, обладал Галилей.

Например, 19 веков люди считали, что скорость свободного падения пропорциональна весу тела. Только Галилей усомнился в этом, обнаружил в этом проблему.

На самом деле все тела падают с одинаковой скоростью, так как ускорение свободного падения для всех предметов /или масс/ одинаково. Для доказательства этого положения Галилей с Пизанской башни бросил одновременно тяжелое пушечное ядро и маленькую пулю.

Все присутствовавшие люди на этом эксперименте, в том числе и корреспонденты газет увидели, что ядро и пуля коснулись земли одновременно.

Большой "зоркостью в поиске проблем" обладал английский ученый Чарльз Дарвин. "Я превосхожу людей среднего уровня, - писал он, в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному рассмотрению".

Благодаря этому свойству он открыл "Закон происхождения видов".

Обнаружение проблемы - очень важный элемент в развитии человечества. Весь ход познания мира человеком может быть представлен, как движение от постановки и решения одних проблем к другим.

Так было и есть в физике, математике, химии, биологии и в любой отрасли науки вообще.

Последовательность действий в науке всегда такая: проблема - исследование - решение. Затем снова проблема, исследование и решение и т.д.

ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ - легкость комбинирования, построения /конструирования/ ассоциаций из воспринимаемой и имеющейся в памяти информации.

В качестве примера можно привести событие, произошедшее с химиком Ф.А. Кекуле.

Он в результате комбинирования и конструирования ассоциаций "изобрел" модель циклической формулы бензола.

Вот как описывал это сам немецкий химик.

"Я сидел и писал учебник. Но моя работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул стул к огню камина и задремал. Атомы снова замелькали у меня перед глазами. На этот раз небольшая группа скромно держалась на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить целые ряды, извивающиеся подобно змее. Но, смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост, и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня! И на этот раз остаток ночи я провел, разрабатывая следствие из гипотезы".

Змея, ухватившая себя за хвост, и углеводородное кольцо - далекие друг от друга объекты. Но в голове ученого произошло сближение понятий, проявились его способности к комбинированию и ассоциациям.

ТРЕТЬИМ ПРИЗНАКОМ КРЕАТИВНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ УМЕНИЕ СФОРМИРОВАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ.

Гибкость мышления - это умение быстро переходить от одного класса, фактов, процессов, явлений к другому, а также способность отказаться от рабочей гипотезы /когда она неверна или сомнительна/, или от принятого решения.

Это свойство, по видимому, особенно важно для полководца. Быстро оценить ситуацию, принять альтернативное решение и т.п. - одно из наиболее ценных качеств командира в бою.

К важной характеристике креативности личности ОТНОСИТСЯ ДИВЕРГЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ /дивергенция - от латинского "расхождение"/.

Этот показатель характеризует широту мышления, его направленность на получение целого веера правильных ответов на поставленный вопрос.

ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ - также характеризует творческость мышления.

Идея, мысль - это какая-то комбинация понятий, несущая новое содержание, объективных отношений явлений, процессов или предметов.

В качестве простейшей идеи в работе [14 ] предлагается составить осмысленное предложение, включающее три слова: озеро, мальчик и луна. Предложение может быть таким: "Мальчик купался в озере при свете луны".

В качестве глобальной широкой идеи можно считать дарвинскую идею "естественного отбора". Эта идея позволила ученым-биологам установить взаимосвязь многих фактов, процессов и явлений.

К характеристикам креативности личности также относится

СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕНИЯ, ПОСТРОЕНИЯ ВЕРНОЙ ГИПОТЕЗЫ.

В качестве, эффективности реализации этого показателя личности большую роль играет воображение. Воображение творческой личности сможет "сконструировать" модель того, что получится, если произойдут те или иные события, протекут те или иные процессы.

Воображение также может построить идеальную модель веществ, предметов и явлений природы, недоступных непосредственному восприятию органами чувств человека.

Примером предвидения, проникновения в тайны природы может служить предположение /гипотеза/ Д.И.Менделеева о том, что "свойства элементов, проявляющихся в свойствах простых и сложных веществ, ими образуемых, состоят в периодической зависимости от их атомного веса".

Или, например, швейцарский дизайнер Георг де Мостраль лазил по горам со своей собакой. К собаке прилипла колючка подорожного репейника. Простой взгляд на это событие – колючка это мусор. Её надо оторвать и выбросить. Георг взглянул поглубже – почему колючки прилипают так прочно? Он исследовал репейник под микроскопом и увидел на каждой колючке сотни крючков. Возникла мысль изобрести застёжку – липучку.

Липучка была создана и ею пользуется весь мир.

Творческое мышление также характеризуется СКЛОННОСТЬЮ К ГЛУБОКОМУ АНАЛИЗУ ФАКТОВ /ПРОЦЕССОВ, ЯВЛЕНИЙ/, ОБОБЩЕНИЮ И ВЫВЕДЕНИЮ СЛЕДСТВИЙ.

В данном случае "творческость" в анализе проявляется в умении расчленить большую идею /мысль/ на более мелкие; в поиске элементов, которыми связаны между собой факты; в выявлении отличительных черт у рассматриваемых вещей /например, при дегустации чая/; в искусстве классифицировать.

С анализом тесно связано обобщение. Обобщение - это группирование каких-либо свойств, принадлежащих какому-либо классу предметов [12]. При этом используется индуктивное мышление.

При индуктивном обобщении осуществляется мысленный переход от фактов, событий, явлений к отождествлению их в мыслях [31]. Обобщить можно и суждения. Процесс обобщения связан с дивергенцией, абстракцией, с анализом и синтезом.

Таким образом, обобщение - это широта, глубина и нестандартность мышления. В средней школе обобщениям учат плохо, упражнений для развития такого навыка практически нет.

После анализа и обобщения необходимо сделать правильные выводы, определить следствие.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ОДАРЕННОСТЬ.

К творчески мыслящим личностям можно в первую очередь отнести одаренных учеников.

Одаренными учащимися являются те, которые обладают высоким умственным потенциалом к большим достижениям в силу выдающихся способностей [15].

Способности - это психологические особенности личности, позволяющие ей осуществлять с определенной долей успеха разные виды человеческой деятельности. Способности проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности [16 ].

Одаренность проще можно определить как способность к выдающимся достижениям в любой области человеческой деятельности.

Ясно, что какие способности развиты у человека, в таком направлении он в большей степени может проявить творчество и добиться результата.

В настоящее время направления одаренности продолжают изучаться. Но некоторые виды одаренности определены и описаны в литературе[13,15].

Рассмотрим некоторые из них.

Лингвистическая одаренность - это способность использовать язык для создания художественных, публицистических, научных или деловых текстов. Эту одаренность можно разделить еще на несколько.

Первыми в этом ряду можно поставить поэтические способности - способности создавать поэзию.

Затем следует выделить писательские и журналистские способности.

Выделяют также ХУДОЖЕСТВЕННУЮ одаренность. Это способности к музыке, живописи, скульптуре, актерскому мастерству.

Далее называют ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКУЮ одаренность. Это способности работать с характеристиками предметов, процессов и явлений, выраженными символами, знаками и т.д.

Ученики с такой одаренностью легко справляются с задачами по математике и физике.

Можно еще выделить способности к гуманитарным наукам.

Учащиеся с такими способностями успешно осваивают литературу, историю и другие гуманитарные предметы.

Выделяют также одаренность к изучению языков. Школьники с такими способностями отлично учатся по английскому, немецкому, французскому и другим языкам. Известный немецкий бизнесмен и ученый Шлиман знал 14 языков. Один язык он выучил за две недели плавания на корабле из Европы в Америку.

Различают еще телесно-кинестазическую одаренность - способности разучивать двигательные навыки /балерины, спортсмены и т.д./.

В итоге можно сказать, что видов одаренности довольно много и изучение их продолжается.

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ, ПРОЯВЛЯТЬ ТВОРЧЕСКОСТЬ.

Самый опасный враг творчества - страх. Если человек боится неудачи, то естественно это тормозит работу его воображения, препятствует рождению инициативы.

Поэтому главными характеристиками личности творческого человека являются смелость ума и сила духа. У каждого ученика есть задатки творчества.

Важно развивать их и не бояться браться за решение трудных задач, возникающих жизненных проблем.

В американских НИИ есть такая традиция – устраивать новому сотруднику научной лаборатории небольшой провал выступления перед коллективом. Хотя новичок и понервничает, но у него обостряется чувство ответственности, следующий раз он будет готовиться более тщательно, и не очень будет бояться провала, так как уже приобрёл опыт.

Здесь уместно будет привести слова К. Маркса: “У входа в храм науки, как у входа в ад, должно быть написано:” Здесь поступь твёрдая нужна, здесь страх не должен подавать совета!”.

Решать творческие задачи (или вести исследование) лучше всего в хорошей психической форме. Каждый человек должен уметь привести своё психическое состояние в “творческий настрой”. Знаменитые творческие люди делали это всегда. Так, например, О. де Бальзак писал свои произведения ночью, при полной тишине, с чашкой кофе.

Философ И.Кант оттачивал свою мысль, сосредотачивая свой взгляд на шпиле башни.

Другой способ держать своё мышление в творческом состоянии – это задавать себе вопросы. Вопросы заставляют разум работать более активно и целенаправленно. Например, японский изобретатель для повышения уровня работы мозга нырял в бассейн и держался под водой как можно дольше. В результате запасные клапаны кровеносных сосудов открывались и крови в мозги поступала больше, что приводило к улучшению их работы.

Чтобы засомневаться в признанном всеми положении, в устоявшемся мнении людей, нужна умственная смелость. Смелость нужна думать так, как никто не думал. Нужна смелость воображения, фантазии.

А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческою мыслию..”

Человек-творец должен уметь рисковать и не бояться критики.

Бесстрашие мысли не позволяет уклониться от учета и неблагоприятных факторов, характеризующих то или иное явление, трезво оценить все условия и обстоятельства. Такой подход позволяет сделать правильные выводы.

Чрезмерно высокая самокритичность также враг творчества. Полезно сомневаться во всем, но не до такой степени, чтобы бояться вынести свои мысли на суд других людей.

Отсутствие РАЗВИТОЙ СИЛЫ ВОЛИ, НАСТОЙЧИВОСТИ приводит к тому, что способные люди проживают жизнь, не сделав ничего замечательного. Самая примитивная ЛЕНЬ - злостный враг творчества. Люди, подобные Обломову и Манилову никогда ничего не сотворят.

Творчество можно сказать дело "простое": начать, делать и довести до конца. Все творческие люди пишут, что сложнее всего начать, сдвинуться с места. Английский писатель Дж.Б.Пристли писал: "Мне нужно оттянуть минуту, когда все-таки придется начать писать. Я пишу уже около пятидесяти лет, но начинать писать для меня по-прежнему мука. И теперь даже больше, чем раньше".