Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Самостоятельная работа

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1.Настоящие методические рекомендации предназначены в помощь учителю, для проведения уроков по самообразованию в гимназиях или лицеях. Они также будут полезны как ученикам, так и вообще любому человеку занимающемуся самообразованием [12, 21].

1.2.Приступая к самостоятельному изучению намеченной темы /вопроса/, ученик прежде всего должен определить цели своей деятельности. При этом следует учесть, что цели в рассматриваемой области должны охватывать три вида деятельности:

а/полное понимание прочитанного текста, просмотренного на экране материала, прослушанной лекции, радиопередачи или магнитофонной /компьютерной/ записи;

б/запоминание основных положений воспринятой информации /законов, правил, формул, теорем, идей, структуры веществ, содержание положений, характеристики процессов, явлений, событий и т.д./.

Для художественных произведений - эстетическое усвоение его как искусства слова;

в/ изучение и усвоение приемов, способов применения знаний на практике /умения грамотно составить и написать текст; решить задачу или пример; провести физический или химический опыт; рассчитать прибыль от торговли товаром; процентный прирост денег от вклада в банк; провести электропроводку в доме; разобраться в современной политической и экономической ситуации и т.д./.

1.3.Предположим, что по литературе для самостоятельного изучения учителем выбрана тема: драма А.Н.Островского "Гроза".

1.4.Учитель также поставил цель: изучить и провести эстетический анализ указанного художественного произведения.

Примечание. Самостоятельное изучение темы может быть по любому предмету. Поэтому целью изучения может быть и усвоения правила решения задач, умения приводить доказательства и т.д.

1.5.Под эстетическим анализом литературы понимается следующее:

-воспринимать художественное произведение как искусство слова, а не как иллюстрацию к историческим событиям;

-суметь понять и оценить эстетичность языка драмы, красоту русской речи;

-обратить внимание на красоту природы места действия драмы/отображенной автором как в ремарках, так и в диалогах действующих лиц/;

-воображением охватить и проникнуться несуразностью того положения, когда в таком одаренном богатством природы месте людьми создано "темное царство".

2.РАБОТА С КНИГОЙ.

2.1.В начале работы с неизвестной для него книгой, школьник должен ознакомиться с аннотацией на нее.

Например, книга Г.Г. Граник и др. "Когда книга учит"[47] сопровождена следующей аннотацией:

"Цель книги - помочь учителю научить школьников самостоятельно приобретать знания. Основное внимание авторы уделяют обучению навыкам работы с учебной книгой как главным источником знаний. Дается система заданий разного уровня сложности, формирующих познавательную активность и самостоятельность школьников при отборе и усвоении необходимой информации".

После прочтения такой аннотации ученику станет ясно, что сдержит книга, на что можно рассчитывать при ее чтении.

2.2.Кроме аннотации, многие учебные, научные и другого типа книги имеют предисловие, которое может быть в виде отзыва, рецензии, написанной не авторами, а другими специалистами в данной области.

Например, в упомянутой в предыдущем пункте книге предисловие написано академиком В.В.Давыдовым в виде отзыва.

Он пишет: Обучение работе с книгой не только важнейшая учебная, но и нравственная задача.

Почему же школьников не учат работать с учебником?

Сегодня к этому не готовы ни наука, ни практика. И далее.

В работе с текстом можно условно выделить три этапа: первый - предваряющий чтение - обдумывание заголовка и эпиграфа, если он есть;

второй - общение и мысленный диалог с автором, и, наконец,

третий - осмысление прочитанного.

В соответствии с этими этапами и развертывается содержание данной книги".

Таким образом, предисловие внесло еще большую ясность в представление о книге.

2.3.Многие книги имеют сопроводительную статью, рассматривающую ее содержание ( что-то типа критической статьи).

Кстати сказать, что термин "критическая" вовсе не означает критику в прямом смысле. Вспомним, например, статьи В.Г.Белинского о А.С.Пушкине. Скажем, статья о "Евгении Онегине" практически вся хвалебная. Никакой критики в ней нет, а есть оценка, анализ произведения и в основном положительные.

И так, выше было сказано, что многие книги имеют в начале или в конце сопроводительные статьи. Их так же имеет смысл прочитать.

Прочитать их лучше после ознакомления с книгой и выработке собственного суждения о ней.

К примеру, в книге А.Н.Островского. “Гроза”. “Бесприданница” в конце помещена статья Е.Холодова "Две драмы Островского".

2.4.Беглое прочтение книги.

Из аннотации и предисловия человек узнает о чем книга и для каких пользователей она предназначена, а также основные идеи, положения, события, явления рассмотренные в ней (47).

Сделав вывод о том, что в книге разбираются именно те вопросы, которые его интересуют, ученик начинает беглый просмотр книги.

При этом ученик старается читать не словами, а предложениями или даже целыми абзацами. "Схватив" взором абзац, он старается сообразить содержание абзаца и заметить в мозгах то, что касается изучаемого им вопроса. Тогда он или делает на полях карандашом чуть заметные пометки /которые потом аккуратно удаляет/, или вставляет закладки. Так делается по всей книге.

2.5.При этом чтении следует уделить большое внимание новым словам, не известным читателю. При обнаружении таковых ученик также вставляет закладку /другого цвета/.

2.6.Внимательное чтение.

Внимательно всю книгу следует читать только в случае, если она в значительной степени посвящена изучаемым учеником вопросам.

Иногда можно ограничиться внимательным прочтением только отдельных глав, или разделов.

Это прочтение должно преследовать цель "полного погружения в текст". При этом читатель обязательно должен задавать себе вопросы и продумывать ответы /вести диалог с автором книги/.

Вопросы должны быть примерно такими: Все ли я понимаю? Что этим хотел сказать автор? Значения каких слов я не понимаю? Что я уже знаю по рассматриваемой проблеме?

Может ли мне что-то по этим вещам рассказать отец /мать/?

2.7.После внимательного прочтения целесообразно сделать краткие выписки по существу изучаемой темы. Записки лучше вести в небольшой тетради, а не на листочках. При этом слова можно сокращать до такой степени, чтобы мог понимать только сам ученик.

2.8.В том случае, когда текст книги наиболее четко выражает подходящую мысль, следует предложение или абзац, переписать дословно и затем в окончательном тексте /например, когда по этой теме готовится исследовательская работа/ привести его в качестве цитаты /т.е. взять в кавычки текст, а в конце его поставить квадратные скобки, с числом внутри, указывающим порядковый номер в списке литературных источников, под которым изучаемая книга в него внесена/.

2.9.Порядком, изложенным в данном разделе целесообразно проработать все книги, которые было решено изучить после просмотра библиографии по данному вопросу.

2.10.После проработки всех запланированных источников информации, все краткие выписки следует свести в один материал, объединив идеи, факты, положения и т.д.

2.11.В случае изучения сложной теории или трудных проблем, для улучшения запоминания и возможности повторного просмотра, по книге целесообразно составить конспект.

КОНСПЕКТ - это краткий последовательный письменный пересказ содержания книги /очерка, статьи и т.п./.

Составление конспекта способствует более глубокому пониманию текста.

КОСПЕКТЫ классифицируются на плановые, текстуальные, свободные, тематические.

В качестве примера в конце методических рекомендаций приводится "План понимания и усвоения драмы "Гроза".

Кроме того еще есть ПЛАН-КОНСПЕКТ. Это своеобразный гибрид плана и конспекта. При этом план расширяется и дополняется подробными пояснениями отдельных пунктов.

Конспектирование включает в себя три этапа:

1.Отбор самой существенной информации;

2.Сокращение и теста и слов;

3.Запись текста в своей формулировке с сокращением слов.

Текстуальный конспект составляется путем сведения источника к последовательно развернутому ряду выдержек из него в каком-либо аспекте, т.е. по одной теме.

Свободный конспект наиболее полно отражает содержание источника: в него входят и цитаты, и пересказ своими словами.

ВООБЩЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, А ОБРАЗОВАНИЕ НА ВТОРОМ.

Вне развития способности к самообразованию не возможен процесс становления творческой личности с обостренной потребностью познания, с критическим отношением к окружающим явлениям, с осознанием себя субъектом ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Способность к самообразованию можно считать наиболее существенной характеристикой учебной деятельности личности.

Способность самообразования - позволяет учащемуся быть организатором своего образования.

ЧЕТЫРЕ ЭТАПА СТАНОВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

1.На начальном этапе учащиеся ориентируются на авторитетного учителя или на родителя.

2.Младшие подростки нуждаются в помощи в вопросах формирования близких целей образования и составления плана самообразования. Их также надо подводить к критической оценке своих действий.

3.У старшего подросткового возраста появляются способности самостоятельно определять образовательные и жизненные цели, выбирать средства и способы для их достижения.

4.Юношеский возраст - появление устойчивых признаков самообразования.

УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Выполнение заданий учителя с помощью простых умений учебной деятельности.

2.Уверенно пользоваться приемом сплошного чтения, выделять главную мысль в тексте, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Владение приемом выборочного чтения, умением сгруппировать материал, делать выводы.

4.Умение пользоваться каталогом, библиографическим справочником.

5. Умение составить тезисы по источнику, написать реферат.

6.Умение составить план самообразовательной работы; написать реферат или доклад по нескольким источникам, участвовать в дискуссии.

7.Развить предметные умения: читать карты, чертежи, графики, рисунки, выполнять упражнения, решать задачи, пользоваться справочными таблицами, писать сочинение.

УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

УЧЕБНЫЕ РАБОТЫ

1. Отбор материала по

рассматриваемому вопросу;

2.Группировка материала.

3.Выделение основного и второстепенного.

4.Осознание последовательности отдельных фактов и положений.

5. Сравнение.

6. Работа над понятиями.

7.Работа над доказательством

8.Установление связей между явлениями.

9.Применение знаний.

а/ Нахождение в книге ответа на поставленный вопрос и изложение его своими словами письменно

б) Отбор материала по системе вопросов.

а/ Группировка материала по рассматриваемым вопросам

а/ Выделение основной мысли или идеи.

б/ Выделение узловых вопросов и основных фактов.

а/ Составление логического плана темы.

б/ Составление сжатого рассказа.

а/ Установление сходства и различия по подобранным признакам.

б/ Самостоятельное установление элементов сходства и различия и суммирование результатов сравнения.

в/ Установление изменений в процессах и явлениях.

а/ Осознание существенных признаков понятия.

б/ Осознание рода и видового отличия понятия.

в/Установление взаимоотношения между понятиями.

а/Осмысливание исходных положений, а также системы развертывания доказательства.

б/ Самостоятельная разработка доказательства по аналогии.

в/ Доказательство по указанной преподавателем методике.

г/ Самостоятельная разработка учащимися доказательств.

а/ /Выбор из текста конкретных причин протекания отдельных явлений.

б/ Самостоятельное установление конкретных причин происхождения явлений.

в/ Установление следствий.

г/ Обобщение конкретных данных.

а/ Приведение новых примеров, относящихся к изученному понятию, правилу.

б/ Объяснение новых фактов на основе изученного.

ПОЧТИ ВСЕ ЭТИ ВИДЫ РАБОТ ПРИМЕНИМЫ ВО ВСЕХ КЛАССАХ, начиная с 4-го, как по предметам гуманитарного цикла, так и по предметам естественнонаучного.

Таблицей учитель может пользоваться как вспомогательным средством при планировании учебных заданий для учащихся [Б.П.Есипов "Самостоятельная работа учащихся на уроках" Учпедгиз, 1963].

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ МАТЕМАТИКИ

1.Не спешить прочесть книгу, добиться понимания каждой фразы, затем абзаца, параграфа. Не пропускать материал в связном тексте, ибо тогда не понять дальнейшего.

2.Особое внимание следует обращать на формулировку теорем. Не поняв формулировку теоремы, не следует приступать к доказательству.

3.Если в книге что-то доказывается, сначала следует установить: что дано и что надо найти.

4.Доказательство теоремы необходимо выполнить самостоятельно и по всем этапам.

5.Если рассматривается текст о каких-либо геометрических фигурах, надо их представить в отдельности и во взаимосвязи.

6.Для изучения геометрических фигур полезно использовать модели, которые существуют вокруг: комната, спичечная коробка, стакан, лист бумаги и т.д. Изготовлять модели самим.

7.Обязательно надо ответить на вопросы, помещенные в конце параграфа.

В ОДНОТИПНЫХ ТЕКСТАХ ЛЕГКО ВЫДЕЛИТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗНАНИЙ И ОБЩУЮ ЛОГИКУ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ. НАПРИМЕР, В ЕДИНОМ КЛЮЧЕ ОСВЕЩАЮТСЯ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ, НАСЕЛЕНИЕ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ при изучении каждой страны; В КУРСЕ ФИЗИКИ - ЗАКОНЫ, ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, В КУРСЕ ХИМИИ - СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ И Т.П.

Поэтому инструментом организации самостоятельного изучения такого материала может быть типовой план, или его называют ПЛАН ОБОБЩЕННОГО ДЕЙСТВИЯ.

Сначала он применяется на уроках, когда учащиеся работают в непосредственном контакте с учителем, который, НАПРИМЕР, ПРЕДЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕРИЮ ТИПОВЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, СТРАНЫ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

Овладевая планом обобщенного действия, учащиеся начинают осуществлять самостоятельный перенос его на новый материал данного учебного предмета.