Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели
исследования

Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных
исследованиях

Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

 

Муниципальная гимназия N 18 г Королева

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

“СВОБОДА ЛИЧНОСТИ ВО ВРЕМЕНА А.С.ПУШКИНА И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ”

Исполнитель: уч. 9 –го Кл. “В ”Бачурина Настя

Руководитель: к.т.н., с.н.с. Волков А.Е.

2005

•  ВСТУПЛЕНИЕ

Нам, живущим в 21-ом веке, стало очевидно, что судьба цивилизации (во всяком случае, европейской) вот уже две с половиной тысячи лет тесно связана с развитием идеи свободы личности. Анализируя исторический опыт многих демократических государств, мы обнаруживаем, что с момента своего возникновения и по сей день идеи свободы (слова, мысли, печати, вероисповедания и т.д.) подвергаются или ожесточённой критике, или пропаганде полной анархии.

Российский путь к построению демократического государства, как и во многом другом, был полон национальных особенностей. Этот извилистый путь, как известно, «умом не понять» и «аршином общим не измерить». Целью настоящей работы является исследование идей свободы личности в лирике А.С.Пушкина и последующее сравнение их с современностью.

Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:

•  Подобрать и проанализировать стихотворения А.С.Пушкина, в которых особенно ярко отражается мнение автора о свободе личности в России первой половины Х1Х века.

•  Провести сравнение идей свободы личности, провозглашённых в вольнолюбивой лирике А.С.Пушкина с состоянием демократических свобод в России наших дней.

ИДЕИ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА.

... Человечество со времён рабовладельческого стоя, а может быть и много ранее, со времени осознания одним индивидуумом самого себя личностью, мечтало о свободе. Лучшие философы великих цивилизаций и стран сочиняли многотомные опусы, пропагандируя или отрицая её ценности, лучшие полководцы собирали многотысячные армии под её знамёна, лучшие поэты посвящали ей свои бессмертные творения.

Одним из тех, кто своим гением воспел идеалы свободы, был величайший поэт Х1Х века Александр Сергеевич Пушкин. Пожалуй, сейчас каждый в России знает, что поэт родился 6 июня 1799 года и был потомком древнейшего дворянского рода Пушкиных - Ганнибалов. Но далеко не всем известно, что в своей семье маленький Саша был нелюбимым ребёнком и особую нежность получал (помимо родной бабушки) лишь от няни Арины Родионовны и «дядьки» Никиты Козлова («дядькой» в дворянских семьях называли слугу юного отпрыска). Таким образом, оба так горячо любимых будущим поэтом человека были бесправными крепостными, почти рабами в его доме. Возможно именно тогда, в раннем детском возрасте, видя несправедливость по отношению к дорогим людям, в душе у маленького Пушкина зародились первые ростки свободолюбия. Дальнейшее пребывание его в Царскосельском Лицее обеспечило этим «росткам» благодатнейшую почву.

•  Лицейская юность Пушкина .

Уже в первые часы нахождения в Лицее Александр Пушкин был поражён пламенной речью молодого профессора Куницына, в которой тот ни разу не упомянул имени царя. Поэт часто вспоминал своего наставника:

« Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена»…

(из рукописной редакции стихотворения «19 октября» 1825 год)

Под влиянием Куницына в Лицее возникла атмосфера свободомыслия и ненависти к рабству. Горячие, увлекательные лекции «профессора нравственно-политических наук» явились для юного Пушкина первой школой политического вольнолюбия.

Через год мирная жизнь России была прервана начавшейся войной с Наполеоном. Юные лицеисты, переполненные, как и вся страна, патриотическим воодушевлением, мечтали о подвигах и славе. Они жадными взглядами провожали проходящие через Царское Село регулярные воинские части, по-юношески завидуя каждому офицеру, гусару или драгуну…

•  Ранняя дворянская революционность.

Но вот война кончилась…Из побеждённого Парижа возвратились войска, ожили дворцы и парки Царского Села, вновь закипела жизнь. Однако победоносная война принесла не только ликование, над всем возник вопрос: как могло получиться, что народ, который принёс на своих плечах победу, возвращается к помещику, чтобы вновь надеть крепостные цепи? Юность А.С.Пушкина пришлась на особое время. Война 1812 года, перебросив русскую армию за границу, познакомила массу дворян с западноевропейской политической системой, уже включавшей в себя многие демократические свободы и предоставлявшей гражданам определённые конституционные права. Всё вокруг поэта дышало вольностью и ожиданием больших перемен. Создавались политические общества, в которых зрел заговор против монархии, против крепостного права, против всего реакционного уклада жизни прежней России.

А Пушкин? Каковы были в тот момент его политические взгляды? Был ли он тогда либералом, то есть свободомыслящим человеком? Да как же не быть вольнодумцем восемнадцатилетнему мальчику, только что вырвавшемуся на волю, с пылким поэтическим воображением и кипучей африканской кровью в жилах да в такую эпоху? Пушкин был знаком со многими будущими декабристами ещё по Лицею, семь его одноклассников, т.е. почти четверть класса, были привлечены позднее к следствию по делу декабристов (среди них и два ближайших друга поэта: И.И.Пущин и В.К.Кюхельбекер). Поэтому неудивительно, что именно в такое бурное время выпускник Царскосельского Лицея Александр Пушкин пишет едва ли не самое популярное среди передовой молодёжи того времени стихотворение – оду «Вольность».

•  Смысл жизни и творчества – вольность.

Это стихотворение переписывали и учили наизусть, оно являло собой как бы стихотворный манифест будущих декабристов. Уже в первых строках этого пламенного произведения поэт определил цель его создания:

«Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок».

Всю свою недолгую жизнь Пушкин придерживался тех взглядов, которые он в 18 лет изложил в оде «Вольность», более того, всё, что создано им в тот период, можно смело объединить под общим названием - «Вольность».

Предлагаю внимательнее прочесть отрывки из этого гениального произведения, пронизанного гражданским негодованием против деспотизма и угнетения народа:

« Увы! Куда не брошу взор –

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор, -

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная власть»…

«Неправедная власть» - это, прежде всего царь, правивший самодержавно, и бывший самым большим помещиком, а, значит, и самым крупным рабовладельцем в стране.

«Владыки! вам венец и трон

Даёт закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон».

Вот она – мечта декабристов и юного Пушкина! ЗАКОН! Совсем не случайно это слово упоминается в оде 7 раз ! ЗАКОН! Лишь он должен властвовать в обществе, лишь ему должны подчиняться все его граждане независимо от происхождения и всего прочего. Остаётся только удивляться тому, как далеко простёрлись либеральные взгляды восемнадцатилетнего поэта, ведь в этом четверостишии наличествует явный намёк на необходимость выборов главы государства по закону, а не по праву рождения. Не о таких ли, справедливых, законах мечтаем и мы сегодня, не о равенстве ли всех граждан перед законами и в наши дни идёт постоянная дискуссия??? Но и это ещё не всё! Пушкин продолжает поражать нас, говоря о том, какими должны быть чиновники, вершащие закон:

«Где неподкупна их рука

Ни алчной скупостью, ни страхом».

Как тут не вспомнить наше, мягко говоря, не совсем беспристрастное судопроизводство, да и не слишком бескорыстное чиновничество?!

«Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье»:

То есть ЗАКОН должен охранять ВОЛЬНОСТЬ , должен охранять СВОБОДЫ , только это «сочетанье » сделает закон справедливым!!!

Конец же стихотворения – это предостережение всем последующим царям и диктаторам:

«И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой».

После подобного пророчества разве можно удивляться отношению Александра 1 и Николая 1 к поэту? Эти стихи по личному распоряжению последнего подлежали беспощадному уничтожению. Но, как известно, «рукописи не горят», один из списков «Вольности» сохранил для потомков поэт и друг А.С.Пушкина, Пётр Андреевич Вяземский.

Другое вольнолюбивое стихотворение Пушкина «К Чаадаеву»(1818 год) тоже просачивалось к современникам по строчкам, но каким строчкам ! В них каждое слово буквально дышит мечтами о свободе народа и личности в самодержавной России:

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

Юношеская дружба поэта и «просвещённого гусара» (так называли Петра Яковлевича Чаадаева современники) была не просто озарена «огнём свободы», она вселяла в них, как и во всех прогрессивно мыслящих людей того времени уверенность в том, что несмотря ни на что…

«…………....взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

«Пушкин наводнил всю Россию возмутительными стихами!»,- восклицал Александр 1 (в то время слово «возмутительный» имело другой смысл: царь говорил о стихах, которые призывали к возмущению, т. е. восстанию, мятежу). Самодержец был прав: вольнолюбивые стихи А.С.Пушкина («К Чаадаеву», «Деревня») «огненными струями» разлетались во все концы Петербурга, а потом и по всей стране, быстро заучивались наизусть, будили в душах «прекрасные порывы».

«Увижу ль, о друзья! народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?»

В который уже раз задаёт поэт себе этот вопрос, теперь уже в стихотворении «Деревня»(1819 год), после описания «пустынного уголка » российской деревни, где « барство дикое, без чувства, без закона…влачится по браздам неумолимого владельца», где «тягостный ярем до гроба все влекут ». И такой силы строки были написаны Пушкиным, когда до восстания декабристов оставалось ещё более пяти лет.

Уже немногими годами позже и в Петербурге и в южной ссылке поэт, долгое время чувствовавший себя учеником декабристов, начал понимать, что обгоняет их, да и само время. Он называет себя «свободы сеятелем пустынным », слишком рано бросающим в « порабощённые бразды» её « живительное семя ». Пушкин стал сомневаться в возможности победы революции без участия в ней народа, который, по, его мнению, ещё не разбужен:

« Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич».

(из стихотворения «Свободы сеятель пустынный». 1823 год)

Сам народ был непонятен Пушкину: его удивляло в нём странное сочетание несметной силы и рабского терпения.

Под угрозой репрессий и в тисках цензуры.

Восстанием декабристов закончилась старая эпоха Александра 1 и начиналась новая - более страшная – эпоха Николая 1. Он начал свою жизнь на Российском престоле с казней и ссылок, для поддержания людей в постоянном страхе была учреждена тайная канцелярия, так называемое 3-е Отделение (сыскная полиция). Всё это не могло принести популярности новому императору, и он решил «бросить кость» обществу – вернуть из ссылки любимого поэта. Николай 1 пытался «приспособить» Пушкина к своему царствованию, и поэт попадает в беспощадные объятия шефа жандармов Бенкендорфа, из которых ему не суждено будет выбраться до самой смерти. Тот стал постоянным посредником между Пушкиным и царём. Необразованный, ничего не смыслящий в литературе, шеф жандармов контролировал буквально всё, что писал и делал великий поэт, и даже позволял себе давать ему свои советы. По приказу Бенкендорфа гнусный и продажный писака того времени Фаддей Булгарин постоянно оскорблял и клеветал на великого поэта в своей газете.

Но даже в обстановке всеобщего уныния, под строгим оком жесточайшей цензуры из-под пера бессмертного гения выходят благословенные строки, обращенные в Сибирь к декабристам:

«…Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье».

И хотя эти годы были очень трудными и для самого поэта, он находит в себе силы в конце стихотворения пропеть очередной гимн неизбежному торжеству свободы:

«…Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут».

(из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» 1827 год)

В канун первой годовщины казни декабристов Пушкин пишет стихотворение «Арион», в котором бесстрашно подтверждает свою приверженность прежним идеалам: «Я гимны прежние пою». Вместе с восхитительным по силе протеста против угнетения человека человеком стихотворением «Анчар» в этих трёх произведениях гениальный поэт ёще раз подчёркивает незыблемость своих убеждений.

•  Его «нерукотворный» памятник .

Особое место среди вольнолюбивой лирики А.С.Пушкина занимает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Оно написано в 1836 году. Принято считать, что поэт предчувствовал свою скорую гибель и в этом стихотворении подвёл итоги своей жизни. Если это так, то и в итоговом своём поэтическом послании Пушкин в очередной раз подтвердил свою неколебимую во времени верность идеалам свободы:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.»

А.С.Пушкин был не только гениальным поэтом, но и гениальным человеком, настоящим гражданином. Несмотря ни на какие удары судьбы, он до последней своей минуты не изменил своим свободолюбивым взглядам, не изменил самому себе, остался гениальным творцом своей жизни.

Пушкин стал бессмертен в ту же минуту, как закрылись его глаза. И с того рокового мгновения и по сей день про всех современников великого поэта (будь то император, учёный, художник или простой крестьянин) мы говорим: «Он жил в эпоху А.С.Пушкина». Это имя сопровождает нас по жизни, начиная с первых детских сказок, и плавно переходит с нами во взрослую жизнь, плотно сливаясь с пониманием слова «свобода» (по крайней мере, по отношению к России), и, я думаю, именно по этому « Пушкин наше всё!»

3. СОСТОЯНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СВОБОД В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И СРАВНЕНИЕ ИХ С ИДЕЯМИ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ, ОТРАЖЁННЫМИ В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА.

Переходя ко второй части реферата следует прежде всего определить термин «свобода» как мы его понимаем в ХХ1 веке. Современная философия определяет «свободу», как «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества», иными словами – это « отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов». Наиболее полно этим требованиям отвечает современная демократия. Каждое демократическое государство обеспечивает своим гражданам широкий ряд личных и политических свобод и прав, в их числе:

свобода и личная неприкосновенность (арест и содержание под стражей только по решению суда, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, тайна частной жизни);

•  свобода передвижения выбора места жительства;

•  свобода совести (право исповедовать любую религию или не придерживать никакого вероисповедания);

•  свобода слова и мысли (свобода массовой информации, полный запрет цензуры);

•  свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований;

В современном демократическом государстве, каким является нынешняя Россия, все права и свободы граждан гарантируются и охраняются Конституцией, то есть Основным Законом. Казалось бы, сбылась мечта гениального поэта – настало, наконец, время, в котором торжествует закон , а значит, время в котором каждый должен чувствовать себя абсолютно свободным?! Но так ли это в действительности? Попробуем ответить на этот вопрос.

Со времён А.С.Пушкина прошло почти 170 лет, и уже более, чем 140 лет в России нет крепостного права. Страна за эти годы прошла тяжелейший путь развития от самодержавия, через мятежи, братоубийственные войны, революции, диктатуру и политический террор к демократическому государству, основанному на соблюдении Декларации прав человека, на принципах всеобщего равенства и равного права каждого участвовать в управлении государством. Наше общество, увлечённое ликвидацией старых форм какого-либо господства или принуждения, наивно полагало, что чем больше будет уничтожено старых форм принуждения, тем свободнее станет человек. Оказалось, что проблема свободы не столько количественная сколько качественная.

Капиталистический ( то есть рыночный) уклад экономики нашей страны, несмотря на ряд положительных факторов, на мой взгляд, существенным образом влияет на положение отдельных конституционных прав и свобод граждан и делает некоторые из них лишь декларативными, то есть лишь провозглашёнными. Экономическая политика российского государства становится всё менее социальной (то есть не отвечающей интересам всего общества, особенно слабо защищённой его части, как то: малоимущие, дети, пенсионеры, инвалиды и т.д.). Это затрагивает, прежде всего, права граждан на жилище, на бесплатное медицинское обслуживание, общедоступное и бесплатное образование (особенно высшее образование). Из-за постоянного недофинансирования социальных программ перечисленные достижения нашего общества постепенно переходят из разряда общедоступных в разряд дорогостоящих . А если учесть тот факт, что по данным статистики треть российских граждан живёт за чертой бедности, а две трети получают мизерные зарплаты (особенно в бюджетной сфере, в сельском хозяйстве, в провинциальных регионах), нищенские пенсии и пособия, то возможность купить жильё, поправить своё здоровье или получить высшее образование становится уделом лишь немногих.

Право на частную собственность в нашей стране так же является одним из неотъемлемых прав граждан и охраняется государством, однако почти 90% наших соотечественников не имеют в частной собственности ни заводов, ни фабрик, ни банков, ни нефтяных скважин, ни футбольных клубов; 40 % из них не имеют в собственности ни земельных участков, ни квартир, ни автомашин, а 20% из их числа не имеют даже холодильника или стиральной машины. Естественно, подобное социальное неравенство в обществе не может способствовать ощущению его гражданами гармонии и полной личной свободы. Ах! Александр Сергеевич Пушкин! Как же правы Вы были почти 180 лет назад написав:

«Наш век – торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет».

(из стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом». 1824 год.)

Или возьмём другой пример…А.С.Пушкин, как следует из первой части реферата, испытывал на себе огромное давление со стороны цензуры. Сегодня же принято считать, что свобода слова – это последний шаг в победном шествии свободы, её краеугольный камень. Однако, хотя, несомненно, она и явилась важной победой над многолетними ограничениями, но вместе с ней мы получили зависимость от рекламы, информационное зомбирование, вызывающее массовый психоз, частые демонстрации на экране сцен насилия, агрессии, пропаганду нравственной распущенности и вседозволенности. Становится очевидным, что свобода слова , являясь безусловным достижением демократии, должна присутствовать в обществе, где сильное влияние имеет общественное мнение, основанное на здравом смысле. Формирование подобного общественного мнения, заботящегося о духовности, культуре и образованности нации, являющегося, по сути, единственным цензором в государстве и имеющего непререкаемый авторитет, должно опережать столь бурно развивающиеся свободные СМИ, печать и т.д.

…Мы также склонны считать, что свобода вероисповедания, особенно в нашей стране, где проживают народы, исповедующие и христианство, и ислам, и иудаизм, и буддизм – одно из важнейших завоеваний свободы личности, но при этом пышным цветом расцвели различные тоталитарные секты, оболванивающие молодёжь, лишающие её индивидуальности, разоряющие и разрушающие семьи. В некоторых случаях подобные секты являются скрытой угрозой для внутренней безопасности страны (как это было с сектой Аум Сенрикё). Разнообразные лжепророки обкрадывают легковерных граждан, зомбируют, делая их своими рабами, а раб – это человек со сломанной психикой, он способен выполнить любой приказ своего хозяина («сенсея», «гуру» или «мессии»).

И, наконец, рассмотрим наше конституционное право на свободу и личную неприкосновенность. К сожалению, несовершенство правоохранительной и судебной систем до сих пор оставляет злободневной русскую поговорку про «суму и тюрьму». Уровень коррупции в органах власти, призванных охранять наши права и свободы, по оценке Министерства внутренних дел, стал настолько высоким, что мы уже с трудом можем говорить о незыблемости наших законов. Постоянные скандалы на страницах периодической печати и на экранах телевизоров, связанные то с «оборотнями в погонах», то с чиновниками-взяточниками уже перестают кого-либо удивлять. Например, по данным того же министерства, только в 2004 году к уголовной ответственности было привлечено более двух тысяч сотрудников правоохранительных органов. А это значит, что пушкинские чаяния, по поводу общества, над которым простёрт « твёрдый щит » законов, и где «над равными главами их меч без выбора скользит », остаются порой актуальными и для граждан России ХХ1 века.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, мы рассмотрели положение дел в нашей стране с соблюдением лишь небольшой, но существенной части прав и свобод граждан. Конечно, этот взгляд кому-то может показаться слишком субъективным. Однако, я позволю себе подвести некоторый итог. По сравнению с эпохой и политической системой, в которой жил и творил А.С.Пушкин, наше общество добилось неоспоримых успехов, ликвидировав крепостное право, сословное неравенство, цензуру, правовой беспредел, предоставив всем гражданам большое количество личных и политических свобод и многое, многое другое, о чём великий поэт и мечтать не мог. Но, как выясняется, за бурным ростом свобод личности от каких-либо принуждений, мы совершенно упускаем из виду качественный уровень уже имеющихся свобод и прав.

Разумеется, необходимо защищать и отстаивать каждую из уже существующих, завоёванных свобод, но не менее, а в ряде случаев более, важно их сохранять и развивать. Надо добиваться такого уровня свободы, который даст любому человеку шанс максимально реализовать свою личность, поверить в себя и в жизнь в целом. Для этого нужно сделать незыблемой и неколебимой существующую правовую систему , основанную на соблюдении прав человека.

Пока сегодняшняя государственно-правовая система России не совершенна, но ведь российская демократия ещё очень-очень молода, и основная нагрузка по её развитию и совершенствованию ляжет именно на наше поколение. И я надеюсь, что мы не разочаруем ни своих учителей, ни своих родителей, ни своих великих предков, чьи свободолюбивые чаяния так гениально выразил в поэтическом творчестве Александр Сергеевич Пушкин.

Я верю в великую Россию, которая вырвалась из византийско-ордынского болота и взошла на мировом политическом небосклоне яркой, немеркнущей и не тускнеющей звездой. И я убеждена, что вскоре наша Родина станет общепризнанным мировым авторитетом среди самых развитых демократических государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

А.С.Пушкин. Сочинение в трёх томах. Том 1. (Государственное издательство художественной литературы. 1955 год.)

•  «И… снова о Пушкине» Г.Г.Граник,Л.А.Концевая. (Издательство «Илекса». 1999 год.)

•  Конституция Российской Федерации. (Издательство «Феникс» 2002 год.)

•  «Бегство от свободы». Эрих Фром. (Издательство «Аврора». 2001 год.)

•  Словарь по этике. (Издательство политической литературы. 1981год.)

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Вступление.

2. Идеи свободы личности в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

•  Лицейская юность Пушкина.

•  Ранняя дворянская революция.

•  Смысл жизни и творчества – вольность.

•  Под угрозой репрессий и в тисках цензуры.

•  Его «нерукотворный» памятник.

3. Состояние демократических свобод в современной России и сравнение их с идеями свободы личности, отражёнными в поэзии А.С.Пушкина.

4. Заключение.

Приложение 4

Методические рекомендации по подготовке реферата

1.О ПОНЯТИИ ”РЕФЕРАТ”

Термин ”РЕФЕРАТ” (ОТ латинского refero –докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде, или в форме публичного выступления, содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Реферат имеет научно-информационное значение.

Таким образом, реферат – это описание “чужого” материала, а не “своих”, добытых самим учеником фактов, своих идей.

В последнее время много внимания уделяется самостоятельной работе школьников с информацией. Это связано с тем, что знания быстро стареют. Кроме того, количество новой информации быстро растет.

Гимназисты должны уметь работать с новой, выходящей за рамки школьной программы информацией.

Поэтому целью настоящих рекомендаций является помочь учащимся старших классов научиться работать с неизвестной заранее информацией и изложением её основных положений в виде реферата. Наряду с этим, планируется научить обучающихся разработке структуры, определения содержания и оформлению реферата.

Примечание.

Реферат от сочинения отличается в основном по стилю: стиль сочинения – стиль художественной литературы. При этом слово несёт не только определённую информацию, но и служит для эмоционального воздействия на читателя с использованием художественных образов.

Стиль реферата учебно-научный. В этом стиле значительную роль играет специальная лексика – терминология, состоящая из слов с точно определённым значением. В каждой отрасли науки (в данном случае в каждом учебном предмете) есть свои термины.

Кроме того, отличие реферата от сочинения заключается в объёме материала, а именно:

сочинение – четыре страницы, а реферат- 12.

2: ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА ШКОЛЬНИКОМ

ЦЕЛЬ: научить школьников выбирать тему для своего реферата.

Требования к темам для изучения и представления в виде реферата.

1.Тема должна быть связана с жизнью школьников: отражать или современную их жизнь, или будущую /после выпуска из гимназии/. Она должна захватывать или учёбу, или быт, или экономику, политику, социальную сферу, духовно-нравственную сферу, здоровый образ жизни и т. д.

2.Тема должна быть значимой для современности.

3.По теме должны быть доступны литература, периодическая печать или архивы и т.п.

4.Тема должна лежать в сфере интересов конкретного / или конкретных/ исполнителя.

Критерии выбора темы реферата школьником

1.Первый критерий выбора темы реферата – критерий заинтересованности ученика. Ученику должно нравиться заниматься вопросами реферата. Личная заинтересованность школьника будет хорошим стимулом в трудные минуты работы над темой.

2.Второй критерий выбора темы – учет характера ученика.

При выборе темы реферата необходимо учитывать свойства личности ученика. Имеются ввиду следующие свойства: склонность к размышлениям /такому ученику лучше посоветовать теоретическую тему/; склонность делать что-то своими руками /такому ученику посоветовать описание экспериментальной работы/; склонность вести расчеты /такому ученику посоветовать тему, в которой важны вычисления/; любовь к природе /такому ученику посоветовать тему по природе. и т.д.

3.Третий критерий – критерий обучающего эффекта. Вся деятельность должна соответствовать поставленной цели всей этой работы, а именно: научить учащихся вникать в чужой текст и описывать его своими словами.

4.Четвертый критерий – это критерий возможности выполнения темы на должном учебном уровне.

В целях удовлетворения требованиям этого критерия должна быть проведена проверка наличия литературы в соответствующей библиотеке и т.д.

5.Пятый критерий – критерий значимости темы. Тема должна быть значимой для класса или школы. То есть тема реферата школьника или должна прояснять какой-то вопрос учебной программы, или играть определенную роль в общественной жизни коллектива школы.

Для выбора тем рефератов по географии в10-м классе можно поступить следующим образом.

В учебнике после каждой темы есть "Блок добывания знаний и умений". В этом блоке, в числе других, есть "творческие задания" и "контрольные вопросы". Указанные задания и вопросы можно превратить в темы рефератов.

Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: "Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия".

Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:

"Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития".

"Взаимодействие общества и природы - социальная проблема".

"Роль географии в решении проблем природопользования"и т.д.

Некоторые ученики захотят написать реферат по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.

ФИЗИКА

1.Физический и химический состав солнечного ветра.

2.Шкала Кельвина: - абсолютный нуль.

3.Волны вокруг нас.

4.Королев С.П. - родоначальник практической космонавтики и т.д.

БИОЛОГИЯ

1.Роль вирусов в жизни человека.

ХИМИЯ

1.Современные моющие средства.

2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.

ЭКОЛОГИЯ

1.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.

3.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

3.Краеведческий музей нашего города.

4.Мой любимый художник и т.д.

ИСТОРИЯ

1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.

2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в начале 21-го века.

3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?

ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/

1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.

2.Заимствования английских слов в языке нашего города.

3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.

4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/

1.Распространение немецкого языка в России.

ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/

1.А.С.Пушкин. "Я памятник воздвиг себе нерукотворный”-

анализ.

2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.

3.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.

4.Что такое язык?

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.

ПСИХОЛОГИЯ

1.Идеальный учитель в моем представлении.

2.Темы разговоров у современных старшекласников.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

1.Почему математику считают царицей наук?

2.Что такое общество в России?

3.Какова практическая важность знаний об обществе?

4.Истинность моральных суждений.

ЭКОНОМИКА

1.Трудовые навыки людей интеллигентных и рабочих профессий - основа благосостояния страны.

2.Как государство богатеет, и почему не нужно "долларов" ему, "когда простой продукт имеет?"

3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.

4.Образование и благосостояние страны и т.д.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМАТИКА

1.Роль самообразования в становлении личности ученика.

2.Книга - основной источник самообразования.

3.Воспитание культуры слушания.

4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?

4. О СОДЕРЖАНИИ РЕФЕРАТА

4.1. Начинается реферат с титульного листа.

Титульный лист выглядит следующим образом.

Вверху пишется следующее:

Муниципальная гимназия N 18. г. Королев Московской области.

Затем по средины листа пишется:

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ: …..

Пропускается пять строчек и пишется:

Исполнитель: ученик 9-го кл. “А” Петров Олег

Руководитель: учитель Иванова М. А.

Внизу страницы пишется год разработки реферата 2005

4.2. После титульного листа должно идти Введение.

Во введении ученик должен написать, почему он выбрал эту тему.

Затем должно идти обоснование актуальности, значимости темы

То есть должно быть показано, что разработка темы кому-то нужна – классу, школе или хотя бы самому ученику.

Приведём пример введения из реферата “Свобода личности в поэзии А.С. Пушкина и современность”.

“Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие люди народа боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а также свободу печати. Однако мы потеряли свободу безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях. На улице процветает грубость и хамство.

Электронные средства массовой информации зачастую транслируют откровенную ложь (нет свободы получать правдивую информацию). Телевидение, передавая американские боевики по сути дела пропагандирует насилие, искажая тем самым свободное духовное развитие личности в гуманитарном направлении.

Таким образом, вопросы свободы личности, как в духовном, так и в физическом смысле в настоящее время актуальны”.

4.3. Во Введении так же должна быть сформулирована цель работы над рефератом. Цель должна быть сформулирована очень тщательно. Особенно должны быть четко определены границы работы. Не должно быть стремления “Объять необъятное”. Цель необходимо ставить реальную, выполняемую без особого напряжения.

Приведём пример цели из упомянутого выше реферата.

“Целью настоящей работы является: Изучить и описать отражение свободы личности в стихотворениях А.С. Пушкина и сопоставить с современностью”.

В реферате должны быть приведены две цели: цель автора реферируемой работы и цель школьника, готовящего реферат.

Цель автора реферируемой работы может быть такой: “ цель состоит в доказательстве того, что…”.

Целью работы школьника может быть: “ кратко описать основные результаты … (реферируемой работы)”.

4.4.После упомянутых целей школьник описывает основные задачи, решаемые автором реферируемой работы (задачи это то, что сделано автором, а цель – к чему стремился автор).

4.5. Следующим элементом реферата должен быть “Ведущий замысел”.

Ведущий замысел – это первоначальная схема реферата, его смысловой план.

Приведём пример ведущего замысла по теме: “Многозначность образа мертвых душ в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души”.

Во Введении после обоснования актуальности выбранной темы и постановке цели работы делается такая запись: “Ведущий замысел реферата. В реферате я планирую раскрыть и описать следующие идеи и положения:

-смысл афёры Чичикова с покупкой мертвых душ;

-понимание мертвых душ в переносном смысле;

-обосновать безжизненность душ помещиков”.

4.6. Далее идет описание реферируемого источника.

”. При этом целесообразно изложить структуру реферируемой работы. Например: “Первая глава рассматриваемой \работы посвящена… Вторая главав содержит … и т.д.”.

5. О ЗАКЛЮЧЕНИИ

5.1. Заключение школьник пишет примерно так.

В кратком заключении автор перечисляет решённые задачи, указывает возможные пути продолжения работы в этом направлении и делает выводы. Или можно написать так: “ Автор суммирует результаты исследования и формулирует …

В заключение автор предлагает использовать …

В заключение автор … делает попытку проследить тенденции развития, и т.д.

В конце реферата приводится список использованной литературы.

Приведем пример.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В РЕФЕРАТЕ

1..Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.

2. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ. //Исследовательская работа школьников N 4, 2003.

 

 
         
         

Warning: require_once(/var/www/obzh/data/www/obzh.ru/firo) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '' (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5