Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели
исследования

Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных
исследованиях

Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

О ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ВОПРОСАМ ПРАВА

 

(методические рекомендации)

Правоведение в настоящее время изучается пока не во всех школах.

Этим наверное и объясняется то положение, что в журнале “Исследовательская работа школьников” мы не нашли ни одной исследовательской работы и не одного проекта по правовым вопросам.

В то же время необходимо отметить то обстоятельство, что криминогенная ситуация в России очень сложная (85 тысяч человек пропадает неизвестно где за каждый последний год).

Если бы людей воспитывали с детских лет законопослушными, то ситуация, по-видимому, была бы другой.

В последнее время Россия стремиться построить правовое государство.

Правовое положение россиянина ныне считается соответствующим мировым стандартам демократии, основанной на “трёх китах” право на жизнь, свобода, равенство. Эти принципы зафиксированы во Всеобщей декларации прав человек, принятой организацией Объединенных Наций в 1948 г.

Эти положения зафиксированы и в Конституции Российской Федерации.

Школьнику-исследователю надо иметь в виду, что человечество проделало долгий путь к признанию и бесспорности права на жизнь каждого человека.

Принятие к исполнению свободы и неприкосновенности личности появилось на свет также в результате длительной и кровавой борьбы.

Свобода предполагает способность человека самостоятельно делать выбор и осуществлять его своими действиями.

Вопросы свободы людей – сложные, трудные вопросы. Поэтому каждое государство вопросам свободы людей уделяет особое внимание. Без свободы нет жизни. Но и полная свобода приводит к анархии (что хочу, то и ворочу).

Школьник – исследователь, затрагивая вопрос свободы личности, должен быть особенно осторожен.

С понятием равенство надо обращаться ещё осторожнее.

В юридическом смысле равенство означает лишь признание за всеми людьми равных возможностей пользоваться правами и в равной мере исполнять обязанности. В широком смысле это понятие означает равенство всех людей перед законом.

На самом деле в нашей стране это ещё далеко не так. Это будет соблюдаться, когда в России будет построено правовое государство.

В школьных исследованиях это следует учитывать.

Конечно, движение в этом направлении идёт. Недавно была создана Общественная палата с задачей проводить экспертизу законов, принимаемых Государственной Думой.

Служба по правам человека так же в последнее время активизировала свою работу.

КРОМЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ ПОЛОЖЕНИЙ

При исследовании в школе правовой тематики, необходимо ещё учитывать следующие положения:

1.Ученик – исследователь, приступая к работе должен внимательно изучить Конституцию Российской Федерации.

2.Так как приходится иметь дело с законами, то работу следует проделывать особенно тщательно.

3.Для выражения мыслей, описания фактов и т.д. нельзя пользоваться терминами с неоднозначным толкованием.

4.Для успешного проведения исследования ученик должен хорошо знать Всеобщую Декларацию прав человека.

По нашему мнению в школах целесообразно вести исследования по следующим темам.

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-10-х КЛАССОВ.

Тема 1.Основные права, свободы и обязанности человека.

Содержание: право на жизнь, государственную охрану достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и т.д.

Тема 2. Правовой статус человека: Гражданство. Основные права и свободы (гражданские , политические, экономические, социальные, культурные) их гарантии. А также учёт основных принципов и черт правового положения человека, указанные в Конституции РФ.

Тема 3. Гражданство в РФ: Связь человека с государством, суверенитет человека, участие гражданина в управлении государством и т.д.

Тема 4. Признаки правового государства: Верховенство права в России, главенство закона, Демократия в России, независимый суд, соблюдение и охрана государством прав и свобод человека и т.д.

Тема 5. Развитие гражданского общества в России. Политические партии,

Общественные организации, многопартийность, профсоюзы, правовая и политическая культура общества и т.д.