Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Метод анализа

 

ЦЕЛЬ: научить школьников рассмотрению фактов, идей, событий, элементов и т.п. со всех сторон, выявлению между ними причинно-следственных связей, однообразных и отличительных признаков, обобщению и классификации их по сходным показателям и формированию вытекающих из этого положений.

Аналитические способности необходимо развивать [10,14]. Как их развивать?

Упражняться в аналитических способностях можно, например, следующим образом: взять какого-то знакомого человека и попытаться представить его предыдущую, настоящую и будущую жизнь. Дать обоснование его поступкам, попробовать составить список его возможных смелых, боязливых, умных и глупых поступков. При этом, конечно, следует опираться на закономерности его поведения.

В целях развития у себя аналитических способностей целесообразно также вырабатывать у себя всевозможные критерии. Например, сформировать критерии оценки качества песни, музыки, кинофильма, живописи, архитектуры и т.д.

Аналитический склад ума также развивается при планировании своей работы на день, неделю, месяц и т.д.

Развивая аналитичность, сформируйте привычку иметь свою точку зрения на события, процессы, явления, факты и т.п.

Целесообразно, в числе других, разработать собственный критерий за что, сколько и как платить в прямом и переносном смысле. Например, известен случай, когда профессор заплатил 200 руб. электромонтеру, который в его квартире заменил две разбившиеся крышки розеток /достаточно было дать 20руб/. .Или, например, вы идете на день рождения к однокласснику.

В какую цену и какой подарок следует купить? Если вы не разработаете для себя критерии, вы будете попадать впросак. МЕТОДОМ АНАЛИЗА школьник будет, в основном, исследовать текст. При исследовании анализ целесообразно вести совместно с синтезом. Уже в начале рассмотрения объекта исследования автор всегда имеет общее представление об объекте. Поэтому, ведя анализ, исследователь сразу же делает некоторые обобщения. Затем снова анализ - обобщение, анализ – обобщение. Таких этапов исследователь делает несколько, пока не установит наиболее важные характеристики /показатели/, причинно-следственные связи и функции частей.

В арсенал приёмов анализа входит СРАВНЕНИЕ.

Сравнение - это приём изучения объекта посредством установления сходства и различия. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов. При этом объекты оцениваются, классифицируются и упорядочиваются.

Сравнение объектов осуществляется по признакам в соответствии с целью исследования. При этом может быть обнаружено совпадение ряда свойств, показателей, т. е. выявится аналогия.
АНАЛОГИЯ - это соответствие элементов, совпадение ряда свойств предметов, процессов или явлений, дающее основание для переноса знаний свойств одного объекта на другой. Это называется "выводом по аналогии" [18].

Методом аналогии широко пользуются в исследованиях.

Самая известная аналогия - перенос на людей действия лекарств, опробованных на животных.

Примеры применения аналогий.

В древней Греции племянник Дедала Тал изобрёл пилу, используя в качестве аналогии позвоночник костистой рыбы.

Изобретатель телефона - американец А.Белл сделал конструкцию трубки аналогичной среднему уху человека, тем самым он добился звучания голоса человека в аппарате.
Анализ при ведении исследования по гуманитарной области можно проиллюстрировать на примере литературы. Анализ событий, фактов и т.д. в ученическом исследовании надо вести примерно так, как его вела А. Ахматова, рассматривая маленькую трагедию "Каменный гость". Ахматова начинает анализ с широкого обозрения изучаемого периода творчества А.С. Пушкина. Она указывает на то, что к моменту создания "Каменного гостя" Пушкин основательно изменился. Сам Пушкин по этому поводу писал: "Лета идут юный поэт мужает, талант его растет, понятия становятся выше". Таким образом Ахматова даёт понять читателю, что "Маленькие трагедии" Пушкин создал в рассвете своего творчества. Далее Ахматова переходит непосредственно к циклу упомянутых трагедий и восклицает: "Быть может ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в "Маленьких трагедиях". Таким образом Ахматова уже указывает на скрытую автором сторону ведущего замысла "Каменного гостя".Именно в этот период своего творчества Пушкин не советует "ко всякой всячине приклеивать нравоучения" .Ахматова тут же отмечает, что ...всё же "Каменный гость" является обработкой мировой темы "ВОЗМЕЗДИЯ". Поэтому, отмечает она, Пушкину надо убедить читателя в необходимости гибели его героя. Выдвинув тезис о том, что главный смысл трагедии - возмездие, она начинает приводить аргументы в пользу его правильности. Первый аргумент - свою трагедию Пушкин назвал "Каменный гость", а не "Дон Жуан"(как обычно этого героя называли в мировой литературе). Второй аргумент - "Поэтому все действующие лица - Лаура, Лепорелло, Дон Карлос и Донна Анна только и делают, что готовят и торопят гибель Дона Гуана" - пишет Ахматова. Анализ ведётся дальше. Ахматова отмечает следующий элемент характеристики Дона Гуана: Пушкинский герой, несмотря на своё изящество и свои светские манеры, гораздо страшнее героев европейского Дона Жуана. "Он герой до конца, и эта смесь холодной жестокости с детской беспечностью производит потрясающее впечатление". Обе героини трагедии, каждая по-своему, отмечают это. Донна Анна: "Вы сущий демон"; Лаура - "Повеса, дьявол".Затем Ахматова опять смотрит широко, описывая историю создания "Каменного гостя". Она пишет:" Сама ситуация завязки трагедии очень близка Пушкину: тайное возвращение из ссылки - мучительная мечта поэта в 20-е годы".Таким образом, проводя анализ поэтического произведения, Ахматова исследует и жизнь автора в тот период творчества.

Аналогично поступает и Д.И. Писарев, исследуя художественное произведение. Так, например, рассматривая роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", он выдвигает какое-то положение (мысль, тезис), затем рассматривает и обосновывает его. Он пишет: "Трагизм базаровского положения заключается в его полном уединении среди всех живых людей, которые его окружают. Он везде производит своею особою резкий диссонанс, он всех заставляет страдать своим присутствием". Затем Писарев объясняет это положение. Он указывает на то, что между Базаровым и его окружением "нет ни единого общего интереса", ни такого предмета, который с одинаковою силою затронул бы умственные способности Базарова и его собеседников".
Классический пример анализа фактов можно привести из рассказа английского писателя Конан Дойля "Знак четырех". Анализ делает Шерлок Холмс по просьбе его партнера Ватсона. Ватсон дает Холмсу свои карманные часы и просит его продемонстрировать свое искусство анализировать и делать заключения. Холмс взял часы и осмотрел их. Он обнаружил следующие факты:
-на крышке выгравированы две буквы "Г, В";
-корпус часов помят в двух местах и сильно поцарапан чем-то твердым /ключом или монетами, лежащими в одном кармане с часами/;
-часы были дорогие /примерно 10 тыс. рублей/;
-на внутренней стороне крышки часов были видны четыре номера квитанций ломбарда;
-на отверстии для ключа было много царапин, свидетельствующих о том, что ключом в отверстие попадали не сразу.

В результате анализа этих фактов Холмс сделал следующее заключение. "Часы, по-моему, принадлежали вашему старшему брату, а он унаследовал их от отца. Ваш брат был человек очень беспорядочный, легкомысленный и неаккуратный. Он унаследовал приличное состояние, перед ним было будущее. Но он все промотал, жил в бедности, хотя порой ему и улыбалась фортуна. В конце концов он спился и умер".

 
         
         

Warning: require_once(/var/www/obzh/data/www/obzh.ru/firo) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '' (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5