Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Заключение

 

В заключении целесообразно отметить, что авторы попытались в кратком изложении подчеркнуть важность учебно-исследовательской деятельности школьников в современных условиях. Действительно, в целях конкретизации научно-исследовательской работы возникает потребность в выделении ее специфических особенностей отдельных возрастных ориентированных групп - учащиеся общеобразовательных школ. В этом случае, условно говорят, школьники рассматривают вопросы организации научно исследовательской работы с учётом специфики проявления в этих условиях педагогических закономерностей.

На развитие и совершенствование учебно-исследовательской деятельности школьников в конце IXX - начале XX вв. большое влияние оказали труды учёных, создавших свои научно-педагогические школы, - В. В. Марковникова, А. Г. Столетова, И. И. Мечникова, Д. К. Чернова, Н. А. Умова, П. Н. Лебедева, К. А. Тимирязева, Д. И. Менделеева, А. С. Попова, Н. Е. Жуковского, И. П. Павлова и других, которые утвердили русскую систему образования, основанную на тесной связи глубокого теоретического обучения с практическими занятиями, проводимыми в лабораториях. Эта система получила широкое признание и за рубежом как "русские методы обучения" и была отмечена высшими премиями и наградами на международных выставках (в Филадельфии - 1876 и в Париже - 1900). Д. И. Менделеев, например, придавал большое значение педагогическому образованию, от состояния которого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Н. Е. Жуковский считал необходимым в целях подготовки творческих специалистов привлекать студентов и учащихся к научно-исследовательским и поисковым работам в процессе обучения.

Сегодня для повышения уровня научных исследований в общеобразовательных учреждениях, в том числе и в НОУ, организованы проблемные лаборатории, центры, а в некоторых школах (учебно-образовательные комплексы «Школа – вуз»), где разрабатываются важнейшие и актуальные научные проблемы. Сеть этих научных подразделений ежегодно расширяется, многие школы стали ведущими научно-методическими центрами и экспериментальными площадками Федерального, регионального и муниципального уровней, с признанием на международном уровне.

Среди наиболее насущных вопросов перспективного обновления содержания общего образования - уточнение профилей в старших классах, их содержания, определение потребности рынка труда в специалистах в связи с развитием научно-технического прогресса. Эти и другие вопросы решаются одновременно с прогнозированием развития науки, техники и культуры. Изучаются предложения о большей дифференциации обучения применительно к сфере будущей индивидуальной деятельности учащихся, о сроках обучения. Важнейшими проблемами являются разработка вопросов качества образования и психологии школьной молодёжи, а также совершенствование методов обучения в целях интенсификации, социализации и комфортности учебно-воспитательного процесса.

В целом настоящее пособие не является сколько-нибудь законченным собранием мыслей авторов относительно исследовательской деятельности учащихся. Оно появляется в тот момент, когда авторы ощутили насущную необходимость собрать под одной обложкой мнения, появляющиеся в разных изданиях и по разным поводам. Это «Народное образование», «Школьные технологии», «Завуч», «Лицейское и гимназическое образование», «Ноосфера», сборники серии «Инструктивно-методическое обеспечение столичного образования», сборники МИПКРО (ныне – МИОО) и другие.

Надеемся, что нам удалось в какой-то мере отразить в материалах пособия основные положения, которыми пытаются руководствоваться в своей работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся учителя, которые составляют для нас смысл развития мотивации в обучении и развитии личности молодого человека.

Авторы выражают надежду, что в недалеком будущем появится книга, в которой исследовательский подход в образовании и жизни найдет более стройное выражение. Уверены, что конструктивное обсуждение содержания пособия позволит всем читателям обрасти новые идеи в своей профессиональной деятельности по подготовки молодого человека к жизни с достаточно интересными особенностями рыночной экономики.

Список использованной литературы

1.Пятая Всероссийская научная конференция молодых исследователей "Шаг в будущее".Проспект. М.: Ассоциация "Актуальные проблемы фундаментальных наук",МГТУ им. Н.Э.Буумана 1997.

2."Шаг в будущее" из "Бауманки" в Милан. Уч. газета N17, 1997.

3.Конкурс. Уч. газета N21, 1998. Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. // Педагогика N1, 1998.

5.Положевец П. Пастухи Дюка Эллингтона, или почему полицейский не взял штрафа. Уч. газета N6, 1998.

6.Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.

7.Волков А.,Никитина Р. Введение в научно-исследовательскую работу /учеб. прогр. для лицеев и гимназий/. // "Школа"N4, 1996.

8.Волков А.Е., Федотова Т.И, Ялышева Л.В. Учить школьников творчески мыслить. //Учитель N3, 2002.

9.Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб: Питер Пресс. 1996.

10.Вуджек Т. Тренировка ума.СПб: Питер Пресс. 1996.

11.Брайт Л. Развиваем интеллект. СПб: Питер Пресс. 1997.

12.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.

13.Немов Р.С. Психология.Учеб. для студ. высш.пед. уч. завед. в

2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994.

14.Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. Мн.: ООО "Попурри",1996.

15.Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Академия, 1996.

16.Шишкин Ю.Н., Волков А.Е. и др. Концепция социально-экономического развития г. Юбилейного до 2005г., в 3-х томах, 2-й т., 1997.

17.Волков А.Е., Поповичев В.И., Орлова Т.В. Инновационные подходы к управлению общеобразовательными учреждениями /пособие для руководителей органов управления образованием/. Отчет по НИР ИОО, 1997.

18.Платон. Соч. в 3-х томах, М.: Мысль, 1970.

19.Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.

20.Гетманова А.Д., Панов М.И. и др. Логика. М.: Прометей,1992.

21.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: уч. педаг. изд. минист. просв. РСФСР, 1961.

22.Щетников. Мысленный эксперимент и рациональная наука..М.: Аспект Пресс, 1994.

23.Венцковский Л.Э., Минькова Р.Д. и др. Философские вопросы физики. М.: ИОО МО РФ, 1992.

24.Акоф Р.,Сасиени М. Основы исследования операций. М.: Мир, 1971.

25.Калганова Т.А. Как писать сочинение. М.: Просвещение, 1998.

26.Поль Л.Сопер. Основы искусства речи. М.: яхтсмен, 1995.

27.Розениталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! М.: Астра, 1996.

28.Волков А., Никитина Р. Школьник готовит реферат.//. "Наука и школа"N2, 1996.

29.Копонин П.В. Диалектика, как логика и теория познания. М.: Наука, 1973.

30.Копонин П.В. Диалектика, Логика, Наука. М.: Наука, 1973.

31.Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников.

Уфа: Госкомиздат Башк.ССР,1989.

32.Народное образование N3. журнал, М., 1993.

33.Мидгал А.В. Заметки о психологии научного творчества. Будущее науки. Сборник статей. М.: Знание, 1977.

34.Пахомов В.Ю. Логика естествознания. М.: Космополис, 1994.

35.Минькова Р.Д. Философские вопросы естествознания. М.: ИОО, МО РФ, 1994.

36.Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Наука, 1979.

37.Вуджек Т. Как создать идею. СПб.: Питер, 1997.

38.Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.:Прогресс-пракситель,1989.

40.V Юношеские Чтения им. В.И.Вернадского. Сборник работ учащихся. М.: школа N 1333 "Донская гимназия",1998.

41.Российская открытая конференция учащихся: "Юность, Наука, Культура".Сборник тезисов, ч.4.Искусствоведение, Философия, Лингвистика, Литературоведение, Психология. Обнинск, 1998.

42.Швырев. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.

43.Кузин Ф.А.Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие М.:

"ОСЬ-89",1998.

44.Бутенко И.А. Анкетный опрос, как общение социолога с респондентами. М.: Высш. школа,1989.

45.Химия. Курс для средней школы. Перевод с английского доктора хим. Наук К.Н. Семененко.2-е изд..М.:Мир,1971.

46.Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.

47.Г.Граник. Когда книга учит. М.:Педагогика, 1988.

48.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Культура познания.// Завуч, 2000.

49).Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося современной школы.-М: Сентябрь, 1998.

50).Леонтович А.В. Основные итоги XI Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского. // Исследовательская работа школьников N4, 2004.

51).Гузеев С.В. Образовательная технология: от приёма до философии – М: Сентябрь, 1996.

52).Д. Дьюи Психология и педагогика мышления.- М.: Совершенство, 1997

53). Зотова И., Целищева Н. Обсуждаем новый стандарт общего образования. Избавит ли он школу от новых бед? //Народное образование, N6, 2002

54) Малькова З.А. США: Поиски решения стратегической задачи школы. //Педагогика N1, 2000.