Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Создание учебно-научного текста по исследованию

 

ЦЕЛЬ: Научить школьников правильно формировать. ясно и понятно излагать результаты исследования учебно-научным стилем.

Очень важно хорошо и понятно описать результаты исследования. Иногда школьник проводит приличное исследование, но отчёт по нему “хромает” по композиции, по формулировке и обоснованию мыслей. Написан тусклым, невыразительным языком (как говорил В.Г. Белинский – “шепотом”). Язык и стиль должны заряжать читателя энергией, вызывать у него энтузиазм в работе и учебе.

О ПОНЯТИЯХ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ТЕКСТЕ ПО ТЕМЕ

Научный стиль текста –это письменная речь, характеризующаяся ясностью, понятностью, точностью выражения мысли в основном с использованием понятий и терминов. Эмоциональность в изложении текста не желательна. Главное – само сообщение, его предмет, результаты исследования, описанные ясно, чётко, объективно, независимо от тех чувств, которые испытал исследователь.

Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих однозначностью и способностью лучшим образом отразить существо понятий.

Лексику научной речи составляют три основных пласта – общеупотребительные слова, общенаучные и термины.

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например:

“Трансформатор работает как при высоких, так и при низких температурах”. В любом научном тексте общеупотребительные слова занимают его большую часть. Конечно, в текстах, предназначенных для специалистов такие слова употребляются в меньшей степени.

ОБЩЕНАУЧНАЯ ЛЕКСИКА - представляет второй пласт научной речи. Это уже непосредственная часть научного языка, языка описания предметов, процессов, объектов и явлений. Такие слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами.

Например: операция, вопрос, задача, процесс, объект, явление, абстрактный, идеальный и т.д.

Так, слово “вопрос” имеет значение “ то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения, задача, требующая решения, проблема”.

Третий уровень лексики научного стиля – терминология. Это ядро научного стиля его специфическая основа. Термин представляет собой основные особенности научного стиля, является воплощением научного общения.

Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно определяющее объект, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание.

В ученическом исследовании очень важно наличие собственных рассуждений автора.

Рассуждение – это выдвижение какого-то положения и доказательство его правильности или ложности.

При рассуждении автор реализует следующие операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, определение. Но главной операцией в рассуждении является рефлексия. Рассуждение отвечает на вопросы: “Почему?”, ”Зачем?”, ”Что из этого получится?” ”Какой из этого можно сделать вывод?”

Любое рассуждение должно состоять из трёх частей, а именно: тезиса, аргументов и формы доказательства.

Рассуждение обычно начинается с анализа фактов, процессов, событий, явлений и т.п., потом формулируется мысль.

Рассмотрим следующий термин - рефлективное мышление.

Рефлективное мышление – это движение мысли вперёд с тщательным анализом фактов, идей, событий и т.д., затем – назад с таким же анализом. И так несколько раз.

Рефлективное мышление характеризуется следующими элементами:

а) Состояние нерешимости, сомнения;

б) Процесс искания или исследования с целью понять дальнейшие факты, которые поддерживают или опровергают рассматриваемую идею (мысль, тезис).

Потребность в разрешении сомнения является и руководящим фактором во всём процессе рефлексии.

В процессе обдумывания проблемы методом рефлексии практически всегда проявляются пять логических ступеней:

1.Ситуация затруднения (возникновения проблемы).

2.Определение проблемы и её границ.

3.Представление о возможном решении (т.е. выдвижение гипотезы).

4.Рассуждение о представлении (т.е. о гипотезе), выявление причинно-следственных связей.

5.Дальнейшее наблюдение, осмысление и выведение заключения.

СРАВНЕНИЕ – способ познания объектов путём сходства и различия.

ОБОБЩЕНИЕ – это результирующее суммирование признаков фактов, объектов и т.п., рассматриваемых в данном случае, и формирование на этой основе результирующего вывода.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – это приведение аргументов в пользу истинности или ложности рассматриваемого положения, мысли, утверждения.

АНАЛОГИЯ – это сходство каких-либо признаков объектов, которые в общем не тождественны.

ТЕЗИС – это положение, истинность которого необходимо доказать. Вокруг тезиса должно происходить всё рассуждение.

АРГУМЕНТЫ – это проверенные положения, которыми пользуются при обосновании тезиса. Различают несколько видов аргументов:

-научные факты, достоверные сведения и т.п.;

-аксиомы и постулаты, т.е. истинные суждения, не требующие доказательств;

-доказанные законы и теоремы.

ФОРМОЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА называется способ логической связи между тезисом и аргументом. В основу такой связи могут быть положены индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Существует пять правил доказательства.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГЛАСИТ: тезис и аргумент должны быть выражены в известных понятиях, исключающих двусмысленность.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства или опровержения.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: аргументы должны быть истинными.

ЧЕТВЁРТОЕ ПРАВИЛО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: истинность аргументов не должна зависеть от доказуемого тезиса.

ПЯТОЕ ПРАВИЛО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: аргументы должны быть достаточными для доказательства тезиса.

Говорят ещё - для доказательства используются логические доводы. Это понятие очень близко к понятию “аргументы».

ЛОГИЧЕСКИЕ ДОВОДЫ – это применение суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений с целью вызвать убеждение в правдивости выдвинутого тезиса.

Все логические доводы можно классифицировать как индуктивные и дедуктивные

ИНДУКЦИЯ – это умозаключение следующее от частного к общему.

Индуктивное рассуждение идёт по следующей схеме:

цель накопление фактов, анализ, выводы

исследование классификация, обобщение

Ученик применяет индукцию (или обобщение), если из наблюдаемой массы частных случаев делает обобщающий вывод о всей совокупности таких случаев.

При этом частными случаями могут быть предметы, положения, факты, характеристики. Таким образом, исследование реализуется вообще по схеме индуктивного рассуждения.

Дедуктивное рассуждение идёт по следующей схеме

тезис развитие тезиса, аргументы выводы

гипотеза 1! 2! 3! 4!… предложения

Ученик, ведя исследование, постепенно набирает информацию по выбранной теме. Шаг за шагом у него проясняются вопросы, которые должны быть решены.

Он все глубже и глубже проникает в суть поставленной проблемы. Разрозненные выводы по частным элементам постепенно связываются в единую концепцию.

Таким образом и рождается ведущий замысел исследования. Его следует изложить понятным языком.

Пример ведущего замысла по теме: ”Роль идеальных моделей в процессе познания“: “Пояснить, что в мышлении человек часто пользуется моделями. На примере по химии (модель бензольного кольца ) и физики (движение по инерции корабля по спокойной воде) показать решающую роль идеальных моделей при ведении исследования”.

В составе методов исследования, познания мира есть “гипотетико-индуктивный метод”. В составе этого метода лежит, выведение заключений из гипотез. Так как в дедуктивном рассуждении истинность выдвинутых положений переносится от тезисов (гипотез) к заключению, то последнее имеет вероятностный характер.

В процессе научного исследования главным и наиболее трудным является умение выявить и сформулировать те положения и гипотезы, которые могут быть положены в основу всех последующих выводов. Гипотетико-дедуктивный метод в этом процессе играет второстепенную роль. Дело в том, что он применяется только для проверки вытекающих из гипотез следствий. Сами гипотезы выдвигаются без него творческим путём.

Дедукцией мы пользуемся тогда, когда из суждений о правильности общего вывода (положения) делаем вывод о том, что будут правильными и отдельные случаи рассматриваемой совокупности.

Дедукция вообще распространённый способ познания. Положения, которые ученик усвоил при помощи обобщения, обретают значение правила. Полученное таким образом правило он может использовать в дальнейших исследованиях по теме.

ДЕДУКЦИЯ состоит из трёх суждений:

1. Общего положения, называемого большой посылкой;

2. Суждения (малой посылки), ведущего к применению большой посылки;

3. Заключения.

Весь трёхэтапный процесс называется силлогизмом.

Пример. Большая посылка: “ни один непорядочный человек не будет в России избран губернатором”. “Петров непорядочен, следовательно, он не будет избран губернатором” (малая посылка).

В примере использован категорический силлогизм. Его можно сформулировать условно, а именно: “Если Петров непорядочен, то он не будет избран губернатором”. Или: “Петров непорядочен, следовательно, он не будет избран губернатором”.

Дедуктивные заключения проверяются двумя способами:

1. Правильны ли посылки?

2. Следует ли из них данный вывод?

Поль Л. Сопер (26) пишет, что убеждать вовсе не значит чего-то просить. Логические доказательства не должны иметь ввиду признания неприятной необходимости. Они должны вызывать у читателей желания подавить противоположные настроения. И далее: “Доказательство – отнюдь не скучный, утомительный процесс. Он может быть и нередко бывает увлекательным делом. Люди всегда хотят знать почему совершено убийство, почему цены растут или падают, или почему утверждают, что один кандидат на общественный пост лучше другого”.

Школьникам надо учиться доказывать, не прибегая к эмоциональным приёмам.

Когда в исследовательской работе приходится убеждать читателя, надо думать о плавности вовлечения его в благожелательную атмосферу.

Надо помнить пример тренировки в письменном выражении мысли, который приводит Д. Карнеги об английском писателе Стивенсоне. Последний, найдя хороший отрывок у другого писателя, пытался те же мысли по-своему выразить на бумаге, переписывая “свой отрывок” до ста раз.

Школьнику надо выражать свою мысль на бумаге по-разному хотя бы раза три.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИЧИННОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

Умозаключение о причинной зависимости также должно использоваться при написании отчётных материалов по результатам исследований.

Рассуждение о причине происхождения того или иного явления представляет собой вывод о том, что при данном положении вещей результатом будет то-то или то-то. При этом заключение может делаться по цепочке: как от причины к следствию, так и от следствия к причине.

Кроме текста “рассуждение” есть еще тексты “описание” и повествование”.

ТЕКСТ- описание служит для сообщения характеристик, признаков явления, вещества, предметов, событий и т.д. К такому тексту можно задать вопросы:

“Каково явление?” “Каково ему?” “Каково вокруг?”

Ряд предложений этого текста добавляют к сказанному новые признаки (явления, предмета).

Пример текста – описания: “Растёт в наших лесах сосна – с прямым стволом, длинными иглами и круглыми шишками. Кора сосны в густой и вязкой смоле, придающей сосне золотистый отлив на солнечном свете, особенно на закате”.

В тексте повествовательного типа говорится о следующих друг за другом событиях. В его предложениях должно быть упомянуто лицо (или лица), участвующие в событиях. Кроме того, указывается время происходящих событий.

Повествовательный текст служит для информирования о сменяющихся действиях. К такому тексту можно задать вопросы: “Что свершилось?”, “Что случилось?”

Последовательность действий можно выразить такими словами, как: “затем”, “дальше”, “наконец”. В этом тексте используются глаголы прошедшего времени совершенного вида.

Пример повествовательного текста: “Аполлон Майков родился в семье известного живописца Николая Аполлоновича Майкова. Детство поэта прошло в Москве, но потом семья поэта переехала в Петербург” и т.д.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА

В целом текст исследовательской работы должен соответствовать трем требованиям:

1.Текст должен обладать смысловой цельностью (соответствие содержания теме, иметь в наличии основную идею и её развитие).

2. Текст должен иметь структурную связанность.

Структуру текста исследовательской работы, его построение называют “композицией”, или ещё звучнее “архитектоникой”.

Композиция – это скелет исследовательской работы, на который следует “нарастить мышцы” (текст). Главное требование к композиции – соответствовать определённому плану, ведущему к цели темы исследования.

3. Текст должен делиться на микротемы.

Композиция может соответствовать индуктивному плану, то есть принять форму обобщения. Например пишется исследовательская работа на тему ”Многозначность мёртвых душ в одноимённой поэме Н.В. Гоголя”.

Обобщающее заключение может выглядеть так: ”Мёртвыми душами” являются не только умершие крестьяне, но и все помещики, выведенные в поэме. Самого Чичикова условно можно также считать “мёртвой душой”.

В этом случае главным элементом композиции работы (его микротемами) будут:

1.Образ жизни и интересы помещиков в поэме лишены основных человеческих ценностей, они более походят на призраки.

2.Главный герой поэмы сам фантастичен и собирается строить губернию мертвецов”.

ОШИБКИ ИЗ-ЗА ПРИМЕНЕНИЯ ДВУСМЫСЛЕННЫХ И НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ ТЕРМИНОВ.

Некоторые понятия имеют различные значения в зависимости от контекста (школьник должен следить за этим). Например, возьмём понятие “религиозность”. Применяя его то к посещению церкви, то к вере в бога, мы придаём ему различный смысл.

Приведём ещё пример. Мы считаем, что благотворительность есть добродетель. Затем, рассуждая, мы делаем заключение: для совершения благотворительности следует раздавать деньги нищим.. В последнем случае термин благотворительность применён только в частном значении общепринятого понимания. Поэтому, употребляя термин в работе, необходимо дать ему определение, т. е. расшифровать в каком понимании учащийся употребляет данный термин.

При поиске и подборе слов необходимо учитывать смысловой оттенок однокоренных слов (так называемых паронимов). Это относится в том числе к парам приведенным ниже глаголов:

-“упростить” - “опростить” (опростить – сделать простым до последней степени, а упростить – сделать несколько проще).

-“усложнить” - “осложнить”

-“утяжелить” - “отяжелить”

-“уплатить” - “оплатить”

-“выполнить” - “исполнить”

-“подготовить” - “приготовить”

-“помириться” - “примириться”

-“посмотреть” - “осмотреть”

-“предоставить” - “представить”

-“встать” - “стать”

-“вычесть” - “высчитать”

-“надеть” - “одеть” и т.д. (см. Д.Э. Розенталь. Пишите, пожалуйста, грамотно – М. Аврора, 1996).

Есть паронимы и у существительных:

-“Значение” – (смысл, содержание) – “значимость” (важность, весомость)

-“истина” - “истинность”

-“поверка” – “проверка”

-“поступок” – “проступок” и т.д.

Аналогичное положение и у прилагательных

-“виновен” (совершил преступление) – “виноват” (провинился)

-“духовный” - “душевный”

-“короткий” - “краткий”

-“разный” – “различный” и т.д.

При написании текста надо также следить за тем, чтобы не было тавтологии – повторение того же самого только другими словами. Например: в мае месяце (в слове май уже содержится понятие месяц).

ОБ ИЗЛОЖЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение, ведущий замысел или гипотеза пишутся учеником чисто “из головы”. В основной части исследовательской работы иногда приходится изложить по-своему абзац из используемой литературы. Списывать дословно нельзя, а переписать своими словами ученику можно.

Как поступать в этом случае?

1. Надо изменить структуру текста. Это значит надо переставить части текста местами, а в частях переставить предложения.

2.Изменить фразы, а отдельные слова заменить синонимами, некоторые предложения убрать совсем.

Изменение текста книги, статьи и т.п. рассмотрим на примере абзаца о кислороде (из реферата ”Химия и экология”).

Авторский текст выглядит так.

“Кислород участвует не только в биохимических (физиологических) процессах, но и в геохимических. Он способствует миграции элементов, образованию полезных ископаемых.

В природе кислород совершает круговорот, на ход которого в последнее время оказывает неблагоприятное воздействие деятельность человека, связанная прежде всего с урбанизацией и с индустриализацией нашего общества. Атмосферный воздух загрязняется различными химическими соединениями, многие из которых имеют искусственное происхождение”.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕКСТА

1.Анализируя текст, мы замечаем, что в нем приведены такие мысли:

а) кислород участвует в глобальных процессах, происходящих на Земле;

б) кислород участвует в образовании полезных ископаемых;

в) природный круговорот кислорода стал искажаться деятельностью человека.

СТРУКТУРНОЕ изменение текста в данном случае может быть сделано путём перестановки мыслей, а именно: мы можем начать с “преобразования природного круговорота кислорода”.

Мысль об “участии кислорода в геохимических процессах” изымаем, так как не очень ясно какое отношение это имеет к загрязнению атмосферы.

В добавление к сказанному, изменяем текст в некоторых местах по-своему.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧУЖОЙ ТЕКСТ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В “ВАШ ТЕКСТ” И БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ТАК:

“В процессах загрязнения атмосферы существенную роль играет кислород. Если до индустриализации и связанных с ней выбросов природный круговорот кислорода только очищал воздух атмосферы, то сейчас дело обстоит иначе. Так, например, кислород выделенный зелёными насаждениями в городе, образует с промышленными выбросами окислы и, соединяясь с атмосферной влагой, выпадает на город в виде кислотных дождей”.

Заменяя определения и другие слова синонимами, ученик также может из любого чужого сделать свой текст.

В качестве иллюстрации приведём определения-синонимы к существительному “проблема”.

сложная

интересная

животрепещущая

глубокая

важная

серьёзная

главная

основная

кардинальная

учебная

коренная и т.д.

В тексте желательно использовать метафоры.

МЕТАФОРА – это выражение или фраза, передающая сравнение, в котором называется один вид или объект вместо другого.

Примеры: “Целеустремлённые научные занятия – это прямая дорога к истине в дикой чаще фактов”.

“Его совесть теперь была только робким шёпотом, едва слышным в беспорядочном шуме разгулявшейся алчности”.

“Истина – это цветок не растущий на поле брани”.

“Его мысли были подобны расплывающемуся туману, который таял и исчезал в пространстве”.

При создании текста по исследованию сначала необходимо написать черновик.

ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ТЕКСТА ЧЕРНОВИК РЕДАКТИРУЕТСЯ.

Приведём пример редактирования тезисов и подтезисов по теме “Почему люди тонут и как это предотвратить (Поль Л. Сопер)”

Неправильная редакция.

Утонуть совсем не обязательно (заголовок текста).

(Неясно выражена намеченная мысль о том, что чаще всего возможность несчастного случая при нырянии предотвратима).

А. Вы можете сами себе помочь, высмотрев скрытые опасные места – подводные скалы, пни и отмели.

(Нескладно: только частично увязано с заголовком).

Б. Если, находясь в воде, люди еще не потеряли сознания, они могут по крайней мере кричать о помощи, если их ещё услышат.

(Путано: сдвиг в точке зрения со второго лица на третье).

В. Не пытайтесь выбраться из воды.

(Не увязано с положением А. и Б.: они содержат декларативный характер, а данное положение – повелительный).

Г. Есть существенная разница между поведением опытного пловца и неопытного.

(Неопределённо: нет ясного отношения к тезису).

СЛЕДУЮЩАЯ ИСПРАВЛЕННАЯ РЕДАКЦИЯ ВНЕСЛА В ТЕКСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШУЮ ЯСНОСТЬ.

Правильная редакция.

Заголовок: “Надлежащие меры предосторожности предотвратят большинство несчастных случаев при купании”.

А.Прежде чем нырять, нужно выяснить, нет ли скрытых под водой скал и других опасных объектов и мест.

Б. При возникновении опасности следует сохранять спокойствие.

В. Нужно расслабить мышцы, вместо того, чтобы делать отчаянные попытки выбраться из воды.

Г. Наилучшая защита от несчастного случая – умение хорошо плавать.