Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Написание эссе в виде отчёта по исследовательской
работе

 

1.Общие положения.

Цель: Научить обучающихся письменному изложению собственного рассуждения на заданную тему.

Следует отметить, что впервые в классе стал вопрос подготовки эссе. Поэтому были разработаны методические рекомендации по их подготовке.

По теме “отцов и детей” было разработано несколько эссе:

а) О нигилизме как общественно-историческом явлении русского общества середины XIX века.

б) О проблеме отцов и детей в современном обществе.

в) О личности Базарова.

Нам представляется, что подготовка эссе очень важна для развития ученика. Дело в том, что в конце концов, мы стремимся научить школьников рассуждать, то есть ставить вопрос и осмысливать его как можно подробнее и глубже.

2.ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ ШКОЛЬНИКОВ

2.1.Как известно, эссе это небольшое прозаическое сочинение – рассуждение, выражающее в основном личное мнение о чём-то (о предмете, процессе, явлении и т.п.) или по какому-либо поводу.

По своему содержанию эссе может быть:

-литературно-критическим,

-историко-биографическим,

-беллетристическим,

-научно-популярным,

-философским и т.д.

Например: “О личности Базарова”, “О совести”, “Об отношении детей к своим родителям”, “О важности добывать новые знания в век информации” и т.п.

Приступая к работе над эссе, ученик должен сформулировать цель работы (на черновике, в текст цель не заносится).

Например, рассмотрим эссе “О личности Е. Базарова”.

В этом эссе целью является: “Показать Базарова с положительной стороны, как цельную, умную, мужественную личность”.

В общем целью эссе в соответствии с темой могут быть:

-высказывание собственных соображений,

-популяризация какого-либо научного (или другого) положения,

-ведение полемики по выбранному вопросу.

2.2.О СТИЛЕ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

Стиль эссе характеризуется следующими элементами:

-повествование ведётся от первого лица (“я думаю”, “мне кажется” и т.п.),

-текст выглядит как беседа с предполагаемым читателем (скрытое диалогизирование),

-сочинение имеет характер проповеди, наставления читателю,

-интонация и лексика разговорные с афоризмами и интересными высказываниями известных мыслителей, ученых и т.п.,

-наличие образов героев (в соответствии с выбранной темой).

Приведём пример стиля письма из эссе М. Монтеня “О совести“.

Он пишет: “Однажды во время наших гражданских войн, я, путешествуя…”

Пример образности: “Этому бедняге казалось, что сквозь его маску и куртку для верховой езды можно прочесть тайные замыслы, которые он таил в душе”.

Или пример стиля проповеди: “…Эта зыбкость побудила одних мыслителей предположить, что в нас живут две души, а других – что в нас заключены две силы, из которых каждая влечёт нас в свою сторону: одна – к добру, а другая – ко злу”. (М. Монтень “О непостоянстве наших поступков”. Опыты в трёх книгах. Книга вторая. М.: Терра – Терра, 1991).

Композиция эссе – свободная.

2.3. ОБ ОСНОВНЫХ МЫСЛЯХ ЭССЕ

Ученик, взяв тему для эссе, вспоминает и анализирует знания по теме, которыми он владеет.

После такого анализа он начинает подбирать литературные источники.

После обдумывания всех найденных и имеющихся знаний по теме эссе, ученик составляет перечень мыслей, которые потом отразит в эссе.

Приведём пример состава мыслей по эссе “О личности Е. Базарова”.

1.Базаров производит на читателя сильное впечатление.

2.Высказывание М.А. Антановича о Базарове.

3.Цитата из Е.Н. Водовозовой об отрицательном отношении студенчества к роману.

4.Отрицательное отношение Базарова к искусству.

5.Отношение Базарова с легкой иронией к родителям.

6.Базаров ни разу не ответил грубостью на грубость, не совершил подлости и т.д.

Перечисляются все основные мысли, которые автор хочет отразить в эссе.