Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Поиск информации

 

Цель: Познакомить учащихся с системой хранения информации в стране.

Научить школьников ускоренному поиску информации [46].

1.ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

1.1.ИНФОРМАЦИЯ - общенаучное понятие, включающее совокупность знаний о природе, обществе, человеке и мышлении. Информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, педагогическую, научно-техническую и др.

1.2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДЕСЯТИЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (УДК) система классификации документов. В основу классификации документов положена отрасль знаний. В России введена в качестве единой системы классификации публикаций по точным, естественным наукам и технике. Из неё можно получить краткую, четкую и в то же время достаточную информацию о содержании документа.

1.3. БИБЛИОГРАФИЯ – научное описание книг и составление их перечней, указателей.

1.4. КАТАЛОГ – систематизированный перечень книг. Каталоги бывают - каталоги книг, периодических изданий, кинофотофонодокументов, магнитоленточных изданий, микрофиш.

По способу группировки записей каталоги подразделяются на алфавитные, систематические, предметные и т.д.

В алфавитном каталоге библиографические карточки в ящичках библиотеки расположены по фамилиям авторов изданий (в алфавитном порядке).

В систематическом каталоге библиографические карточки сгруппированы по темам и тоже в алфавитном порядке.

1.5.БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА - карточка, содержащая описание источника информации об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (год и место издания, издательство, надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание), количественную характеристику источника (страницы, объём, тираж, цена и т.п.).

1.6.БАЗА ДАННЫХ – по-именнованный массив однородной информации, который доступен для проведения в нём поиска независимо от его внутренней структуры. В БД находятся записанные на магнитных лентах, CD ROM или дискетах библиографические или фактографические описания первичных и вторичных, опубликованных и неопубликованных документов по всем отраслям народного хозяйства и областям науки.

Второе определение – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчётов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера.

1.7.ИНТЕРНЕТ ( Internet ) – Всемирная компьютерная информационная сеть. Охватывает более 70 стран в различных частях света. Информация в Интернете представлена в двух основных видах: на WWW и FTR серверах.

На WWW серверах, как правило, представлена регулярно обновляющаяся, открытая для свободного поиска информация, здесь также можно работать с графическими изображениями.

Данные на FTR серверах в основном представляют собой огромные архивы полезной информации, работа с которыми требует предварительной перекачки информации с сервера на свой компьютер. Во многих случаях эта информация поддерживается коммерческими организациями, и в этом случае за информацию надо платить.

Для работы с FRT необходимо использовать программу Web Browster , со встроенным протоколом FTR ( File Transfer Protocol ) -Протокол Пересылки Файлов.

Каждый сервер имеет свой адрес, по которому можно судить где находится та или иная БД, а также о характере, имеющейся на нём информации.

Аббревиатура RU означает Rossia (Россия), US –Америка. и т.д.

Потенциальные возможности Интернет для образовательных учреждений средней и высшей школы огромны.. Школьники и студенты, имеющие вход в Интернет, могут общаться со своими сверстниками, живущими в любой стране, имеют доступ к богатейшим информационным ресурсам мира. Учителя могут получить методический материал для своих уроков, а научные работники – информацию по самым сложным вопросам.

Множество информации в настоящее время содержится на компьютерных дисках ( CD ROM ). Школьники успешно могут ими пользоваться при исследовательской (проектной) деятельности.

Знания, добытые человечеством, зафиксированы в книгах, учебниках, методических пособиях и других документах. Под документами надо понимать не только традиционные письменные источники (книги, журналы, брошюры, газеты и т.п.), но и другие объекты, которые содержат информацию, предназначенную для хранения и передачи пользователю. Это рукописные материалы, аудиовизуальные средства (звукозаписи, кино и видиофильмы и др.), наглядные пособия, коллекционные материалы.

Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или теснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения, называется изданием. Издание может быть не только печатным текстом, но и комбинированным, т.е. включать записи звуков (пластинки, магнитофонные ленты или диски), изображения на других материальных носителях (дискеты, компьютерные диски, слайды, плёнки и т.п.)

В настоящее время большинство документов публикуются на бумажных носителях. Это очень дорого, занимает много места, связано с большими трудностями поиска данных.

В тоже время существуют и такие носители информации, как: микрофильмы, микрокарты, микрофиши, емкость и плотность записи которых значительно выше, чем на бумаге.

РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ

Библиотеки бывают универсальные, научные, технические, публичные и ведомственные. В универсальных библиотеках собрана литература по всем отраслям знаний.

В отраслевых библиотеках представлена литература по соответствующей специальности.

Школьникам для исследовательской (проектной) деятельности в основном достаточно книг, журналов и газет из школьной и районной библиотек.

В том случае, когда нужной информации в указанных библиотеках нет, то необходимую информацию следует заказать в районной библиотеке по межбиблиотечной доставке.

При посещении библиотеки в первую очередь надо обратиться к библиографу.

Он подскажет в каком каталоге следует искать книгу или другое печатное издание.

При получении книги надо читать её начинать с аннотации.

АННОТАЦИЯ – краткая характеристика содержания, назначения, формы и других особенностей печатного издания. Аннотация также может включать информацию об авторе, содержать текст пояснительного или рекомендательного характера.

Школьник, прочтя аннотацию, может выявить, что ему для работы нужно всего несколько страниц рассматриваемого издания. Тогда он может заказать их ксерокопии и спокойно работать с ними дома.

Практически в каждой библиотеке есть читальный зал. В нём имеются наиболее ценные книги, справочники, словари, энциклопедии.

Адреса, телефоны и проезд к библиотекам Москвы.

1. Российская государственная библиотека (Ленинка).

Адрес: Москва, ул. Воздвиженка, 3.

Проезд: Метро Библиотека им. Ленина, Александровский сад, Арбатская, Боровицкая.

Отдел газет и диссертаций, адрес: 141400, г. Химки, Московской области, ул. Библиотечная, 15. Справки по телефону 202 –57-90.

2.Государственная публичная научно-техническая библиотека. Адрес Москва, Кузнецкий мост, 12. Метро “Кузнецкий мост”. Тел. 924-70-67.

3. Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. Адрес: Москва, Б. Толмачевский п., 3. Метро “Новокузнецкая.”

4. Государственная публичная историческая библиотека. Адрес: Москва, Старосадский пер. , 9, тел. 928-05-22. Метро “ Чистые пруды”.

5.Центральная городская публичная библиотека им. Н.А. Некрасова.

Адрес: 103104, Москва, Б. Бронная ул., 20/1. Тел. 203-45-64. Метро “Пушкинская”.

6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

Адрес 117418, Москва, ул. Красикова, 28/1. Тел. 128-89-30. Метро “Профсоюзная”.

7.Научная библиотека им. Горького МГУ. Адрес: 119808, Москва, Университетский просп., 1. Тел. 939- 22-41. Метро “Университет”.

8.Библиотека Иностранной литературы.. Москва, ул. Николоямская, 1. Тел. 915—36-36. Метро “Китай-город“ или “Таганская”.

9.Российская государственная юношеская библиотека. Москва, Б. Черкизовская, 4. Тел.161-50-01. Метро “Преображенская”.

Задания: Решите задачу. В тёмной комнате лежат три спортивных шапочки – две белых и одна красная. Две девочки собрались заняться спортом, они должны одеть шапочки. Первой в комнату заходит Бриджит, одевает шапочку и выходит в другую дверь. За ней заходит Анна, одевает шапочку и выходит за Бриджит. Анна видит Бриджит и говорит: “Я не знаю какого цвета шапочка у меня.” Тогда Бриджит говорит: “А я знаю, что на мне шапочка белая”. Поясните, как Бриджит догадалась какого цвета шапочка на ней?

Растолкуйте выражение “Что начинается во гневе, кончается во стыде”.