Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности в школе
Виды познавательной деятельности
Интеллект, как основа и инструмент исследования
Творческое мышление - основа успеха в исследовании
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
Выбор темы исследования школьником
Ведущий замысел и гипотеза в школьных исследованиях
Метод анализа
Метод анкетирования
Метод наблюдения
Метод эксперимента
Метод мысленного эксперимента
Математическое моделирование в школьных
исследованиях

Поиск информации
Самостоятельная работа
Проведение собственного исследования
Создание учебно-научного текста по исследованию
Написание эссе в виде отчёта по исследовательской работе
Проведение учебно-научной конференци
Заключение

Приложения

О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной

© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.

 

Метод наблюдения

 

ЦЕЛЬ: научить учащихся правильно и эффективно вести наблюдение при исследовании. Урок должен содержать описание, как визуальных наблюдений, так и наблюдений с помощью приборов

Каждому человеку кажется, что он хороший наблюдатель. Однако, наблюдательность – это не только способность видеть, но и осознать различные признаки, свойства, отличительные особенности разглядываемого объекта (28, 42, 49, 52).

Неумение видеть находящееся перед глазами, свойственно многим людям, даже, наверное, большинству. Об этом очень хорошо написал Чарльз Дарвин в своих воспоминаниях. Будучи студентом он участвовал в экспедиции по изучению древнейших горных пород. Результаты своего участия в экспедиции он описывает так. “Это путешествие дало мне разительный пример того, как легко можно проглядеть даже самые заметные явления, если на них не обратил внимание кто-нибудь другой. Мы самым тщательным образом исследовали горные породы, стремясь найти в них останки ископаемых организмов. Однако ни один из нас не заметил следов замечательных ледниковых явлений, окружающих нас со всех сторон: мы не заметили ни отпечатков шрамов в скалах, ни нагромождений валунов, ни боковых и конечных морен. Между тем эти явления настолько очевидны, что дом, сгоревший во время пожара, не расскажет о том, что с ним произошло, более ясно, чем эта долина”.

Способность увидеть, заметить, различить – это свидетельство развитого ума.

Исследования психологов показывают, что сильный ученик в рассматриваемом объекте может выделить около 12,5 признаков, слабый – 6,5, а умственно отсталый – 4,5.

Герой рассказов К. Дойля Шерлок Холмс был очень зорким наблюдателем.

Приведём отрывок из одного рассказа.

Шерлок Холмс говорит своему компаньону Ватсону: “Что вы можете сказать о человеке, которому принадлежала эта шляпа?”

Ватсон уныло повертел шляпу в руках, и вернул её Холмсу. Холмс стал пристально разглядывать её.

“Конечно, не всё достаточно ясно, - заметил он, но кое-что можно установить наверняка, а кое-что предположить с разумной долей вероятности. Совершенно очевидно, например, что её владелец – человек большого ума и что три года назад у него были большие деньги, а теперь настали чёрные дни. Он всегда был предусмотрителен и заботился о завтрашнем дне, но мало-помалу опустился, его благосостояние упало, и мы вправе предположить, что он пристрастился к какому-нибудь пороку, быть может к пьянству. По-видимому из-за этого и жена его разлюбила. Но в какой-то степени он ещё сохранил своё достоинство.

Он ведёт сидячий образ жизни, редко выходит из дому, совершенно не занимается спортом. Это человек средних лет, у него седые волосы, он мажет их помадой и недавно подстригся. Вдобавок, я почти уверен, что в доме у него нет газового освещения”.

Это, конечно, пример общей наблюдательности.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – это преднамеренное и целенаправленное восприятие информации об элементах природы или жизни человеческого общества. Использование метода требует определённой подготовки.

В процесс подготовки входят следующие элементы:

-предварительное ознакомление с объектом наблюдения;

-определение цели наблюдения;

-описание условий наблюдения;

-разработка плана наблюдения.

При наблюдении реализуются следующие черты научной деятельности:

1.Накопление фактов и сведений о наблюдаемом предмете, процессе или явлении.

2.Систематизация информации и выявление закономерностей (т.е. построение гипотезы на основе полученной путём наблюдения информации).

3.Установление причин существования закономерностей.

4.Оформление отчёта об исследовании.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1.Ясность цели, замысла наблюдения.

2.Установление и соблюдение порядка наблюдения по условиям, интервалам времени наблюдения и т.д.

3.Объективность регистрации наблюдаемых фактов.

4.Правдивость и обоснованность выводов по данным наблюдений.

Наблюдение может быть просто визуальным, то есть глазами наблюдателя, и инструментальным, то есть с помощью приборов и инструментов.

При наблюдении необходимо иметь ввиду некоторые положения, а именно:

1.Визуально можно наблюдать только внешние признаки и свойства объектов.

2.Регистрируемые показатели должны быть описательными.

3.Наблюдать объект лучше в экстремальных точках.

4.Длительность наблюдения должна быть хорошо обоснована.

5.При обработке результатов наблюдения необходимо учитывать погрешности измерения величин.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

Метод наблюдения – это довольно распространённый метод ведения исследований. Конечно, он часто применяется в сочетании с экспериментом, анкетированием и всегда с анализом.

Наблюдение применяется при исследованиях в физике, химии, астрономии, социологии, психологии и т.д. Этот метод применяется и в биологии.

В школьной биологии этот метод можно применить, например:

1.Для изучения экологических характеристик ближайшего природного окружения с помощью биоиндикации и биотестирования.

2.Для определения степени загрязнённости различных районов города по результатам биоиндикации, путём наблюдения над растительностью. Например, загрязненность хвойного леса можно определить по степени усыхания хвои.